Приложение МААМ

Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников

Алла Гульченко
Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Своевременное и полное формирование речи ребёнка является главным условием успешного обучения в школе. Одной из основных задач дошкольной логопедии - все речевые нарушения исправить в дошкольном детстве, тем самым подготовить надёжный фундамент для беспрепятственного овладения сложными и важными процессами - чтением и письмом.

Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями является одной из важнейших проблем логопедии. На то, как важно и необходимо своевременно формировать слуховое внимание и фонематический слух у детей с речевой патологией, указывали многие исследователи: В. И. Бельтюков, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и др. [ Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М. : Просвещение, 1985. - 207 с., ил. ]

Публикация «Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников» размещена в разделах

Ребёнок не сможет овладеть навыком звукового анализа и синтеза, если не будет уметь чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, а без этого невозможно полноценное усвоение грамоты. Если своевременно не провести работу по развитию фонематического восприятия, то в дальнейшем эта проблема может усугубиться и привести к появлению дисграфии.

Таким образом, группу риска по возникновению дисграфии составляют дошкольники, имеющие различные нарушения речи, в структуру которых входит несформированность фонематического восприятия. Такими нарушениями могут являться фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, дизартрия, ринолалия.

Нами было разработано содержание комплексной технологии исследования фонематического восприятия старших дошкольников.

В него вошли:

Задание № 1 «Весёлый маракас»

Цель: обследовать умение выделить звук в ряду слогов.

Инструкция: слушай слоги, как только услышишь слог (зу, то погреми маракасом.

Оборудование: игровой материал «Шумные маракасы»

Слоги: ма ну цу жу зу ру су зу ку шу зу

Оценка:

3 балла – правильное выполнение, быстрая реакция;

2 балла – ошибки (1-2);

1 балл – пропуски;

0 баллов – неправильное выполнение, отказ. Максимальный балл – 9

Задание № 2 «Сыщик»

Цель: обследование умения определить наличие звука в слове.

Инструкция: среди предложенных картинок (жук, пижама, камыши, заяц, матрёшки, машина, коза, сок, стул, шапка, лошадка, зонт, овёс, собака, листок, найди те, в названиях которых есть звук (с).

Оборудование: игровой материал «Логопед и Я»

Оценка:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – коррекция после стимулирующей помощи; 1балл – длительный поиск каждой картинки

0 баллов – неправильное выполнение; Максимальный балл – 15

Задание № 3 «Внимательные ушки»

Цель: Обследование умения выделять звук на фоне предложения.

Инструкция: Прослушав предложение, найди слово с заданным звуком: Ворона сидит на суку. В каком из слов есть звук (в?

Оценка:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – увеличение латентного времени нахождения слова; 1 балл – правильный ответ после помощи;

0 баллов – неправильный ответ:

Максимальный балл – 3

Задание № 4 «Картинная галерея»

Цель: обследование умения различать на слух пары – слова, различающиеся только одной фонемой.

Оборудование: картинки из методического пособия.

Инструкция:

Покажи где коза, а где коса?

Где миска, а где мишка?

Где кошка, а где кочка?

Где Марина, а где малина?

Где речка, а где редька?

Где цвет, а где свет?

Где чёлка, а где щёлка?

Где рейка, а где лейка?

Где мышка, а где мишка?

Оценка:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – переспрос, самокоррекция;

1 балл – длительный поиск картинки;

0 баллов – неправильный выбор картинки;

Максимальный балл – 27

Задание № 5 «Найди лишнее»

Цель: обследование умения дифференцировать звуки на фоне слова.

Инструкция: Среди предложенных картинок, выбери лишнюю.

Оборудование: игровой материал «Логопед и Я» Картинки: жук, пожар, ножницы, жилетка, заяц.

Оценка:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – коррекция после стимулирующей помощи;

1 балл – длительный поиск с нахождением правильной картинки;

0 баллов – неправильный выбор.

Максимальный балл – 3

Задание № 6 «Два города»

Цель: обследование умения определить наличие и отсутствие определённого звука в словах.

Инструкция:

У ребёнка 8 пуговиц-игрушек на звуки (с, (ш). Его задача разложить игрушки на две группы. Пуговки со звуком С - один город, пуговки со звуком Ш- другой город.

Оборудование: игровой материал «Логопуговки»

Игрушки: лошадь, мишка, снеговик, собака, матрёшка, автобус, машина, малыш, самокат, сердце.

Оценка:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – самокоррекция;

1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;

0 баллов – невыполнение, отказ.

Максимальный балл – 24.

Задание №7 «Подбери картинку»

Цель: обследование умения подбирать слова с заданным звуком.

Инструкция: подбери картинки со звуком Л.

Оборудование: игровой материал «Логопед и Я» Картинки: лук, лошадь, лампа, лавка, колбаса, палатка, стол, стул среди других картинок.

Оценка:

3 балла – точное и правильное выполнение;

2 балла –выполнение с ошибками;

1 балл - выполнение после помощи;

0 баллов – отказ или неправильное выполнение.

Максимальный балл – 27.

Для определения уровня сформированности фонематического восприятия сумма баллов за все предложенные задания была распределена по 3 уровням:

90-105 баллов – высокий уровень;

89 - 61 баллов – средний уровень;

60 и меньше баллов – низкий уровень.

После проведения данного исследования, можно определить уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников.

Для дошкольников, имеющих низкий и средний уровень сформированности фонематического восприятия, необходима коррекционно-развивающей программа, в основу которой следует заложить результаты констатирующего эксперимента.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия должна в себя несколько этапов:

I этап – различение гласных звуков (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).

II этап – различение согласных звуков близких по акустическим признакам (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).

III этап – различение согласных звуков близких по артикуляционным признакам (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).

IV этап – дифференциация слогов.

На этом этапе необходимо:

- воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога;

- воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками;

- воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками;

- воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости;

- воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости;

- воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными;

-воспроизводить слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

На V этапе учим детей дифференциации фонем. Этот этап начинается с дифференциации гласных звуков.

Предлагаем работать в следующей последовательности:

- выделение одного из гласных звуков в звуковом потоке;

- повторение сочетания гласных звуков;

- выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке;

- выделение первого ударного гласного из слова;

- выделение первого ударного гласного из прямых слогов.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия проводится в тесной связи с подготовкой к обучению грамоте.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников
Опубликовано: 17 мая 2023 в 22:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алла Гульченко (УИ 1148385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД