Алла Гульченко
Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и полное формирование речи ребёнка является главным условием успешного обучения в школе. Одной из основных задач дошкольной логопедии - все речевые нарушения исправить в дошкольном детстве, тем самым подготовить надёжный фундамент для беспрепятственного овладения сложными и важными процессами - чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями является одной из важнейших проблем логопедии. На то, как важно и необходимо своевременно формировать слуховое внимание и фонематический слух у детей с речевой патологией, указывали многие исследователи: В. И. Бельтюков, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и др. [ Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М. : Просвещение, 1985. - 207 с., ил. ]
Публикация «Методика обследования фонематического восприятия у старших дошкольников» размещена в разделах
Ребёнок не сможет овладеть навыком звукового анализа и синтеза, если не будет уметь чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, а без этого невозможно полноценное усвоение грамоты. Если своевременно не провести работу по развитию фонематического восприятия, то в дальнейшем эта проблема может усугубиться и привести к появлению дисграфии.
Таким образом, группу риска по возникновению дисграфии составляют дошкольники, имеющие различные нарушения речи, в структуру которых входит несформированность фонематического восприятия. Такими нарушениями могут являться фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, дизартрия, ринолалия.
Нами было разработано содержание комплексной технологии исследования фонематического восприятия старших дошкольников.
В него вошли:
Задание № 1 «Весёлый маракас»
Цель: обследовать умение выделить звук в ряду слогов.
Инструкция: слушай слоги, как только услышишь слог (зу, то погреми маракасом.
Оборудование: игровой материал «Шумные маракасы»
Слоги: ма ну цу жу зу ру су зу ку шу зу
Оценка:
3 балла – правильное выполнение, быстрая реакция;
2 балла – ошибки (1-2);
1 балл – пропуски;
0 баллов – неправильное выполнение, отказ. Максимальный балл – 9
Задание № 2 «Сыщик»
Цель: обследование умения определить наличие звука в слове.
Инструкция: среди предложенных картинок (жук, пижама, камыши, заяц, матрёшки, машина, коза, сок, стул, шапка, лошадка, зонт, овёс, собака, листок, найди те, в названиях которых есть звук (с).
Оборудование: игровой материал «Логопед и Я»
Оценка:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – коррекция после стимулирующей помощи; 1балл – длительный поиск каждой картинки
0 баллов – неправильное выполнение; Максимальный балл – 15
Задание № 3 «Внимательные ушки»
Цель: Обследование умения выделять звук на фоне предложения.
Инструкция: Прослушав предложение, найди слово с заданным звуком: Ворона сидит на суку. В каком из слов есть звук (в?
Оценка:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – увеличение латентного времени нахождения слова; 1 балл – правильный ответ после помощи;
0 баллов – неправильный ответ:
Максимальный балл – 3
Задание № 4 «Картинная галерея»
Цель: обследование умения различать на слух пары – слова, различающиеся только одной фонемой.
Оборудование: картинки из методического пособия.
Инструкция:
Покажи где коза, а где коса?
Где миска, а где мишка?
Где кошка, а где кочка?
Где Марина, а где малина?
Где речка, а где редька?
Где цвет, а где свет?
Где чёлка, а где щёлка?
Где рейка, а где лейка?
Где мышка, а где мишка?
Оценка:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – переспрос, самокоррекция;
1 балл – длительный поиск картинки;
0 баллов – неправильный выбор картинки;
Максимальный балл – 27
Задание № 5 «Найди лишнее»
Цель: обследование умения дифференцировать звуки на фоне слова.
Инструкция: Среди предложенных картинок, выбери лишнюю.
Оборудование: игровой материал «Логопед и Я» Картинки: жук, пожар, ножницы, жилетка, заяц.
Оценка:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл – длительный поиск с нахождением правильной картинки;
0 баллов – неправильный выбор.
Максимальный балл – 3
Задание № 6 «Два города»
Цель: обследование умения определить наличие и отсутствие определённого звука в словах.
Инструкция:
У ребёнка 8 пуговиц-игрушек на звуки (с, (ш). Его задача разложить игрушки на две группы. Пуговки со звуком С - один город, пуговки со звуком Ш- другой город.
Оборудование: игровой материал «Логопуговки»
Игрушки: лошадь, мишка, снеговик, собака, матрёшка, автобус, машина, малыш, самокат, сердце.
Оценка:
3 балла – правильное выполнение;
2 балла – самокоррекция;
1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;
0 баллов – невыполнение, отказ.
Максимальный балл – 24.
Задание №7 «Подбери картинку»
Цель: обследование умения подбирать слова с заданным звуком.
Инструкция: подбери картинки со звуком Л.
Оборудование: игровой материал «Логопед и Я» Картинки: лук, лошадь, лампа, лавка, колбаса, палатка, стол, стул среди других картинок.
Оценка:
3 балла – точное и правильное выполнение;
2 балла –выполнение с ошибками;
1 балл - выполнение после помощи;
0 баллов – отказ или неправильное выполнение.
Максимальный балл – 27.
Для определения уровня сформированности фонематического восприятия сумма баллов за все предложенные задания была распределена по 3 уровням:
90-105 баллов – высокий уровень;
89 - 61 баллов – средний уровень;
60 и меньше баллов – низкий уровень.
После проведения данного исследования, можно определить уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников.
Для дошкольников, имеющих низкий и средний уровень сформированности фонематического восприятия, необходима коррекционно-развивающей программа, в основу которой следует заложить результаты констатирующего эксперимента.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия должна в себя несколько этапов:
I этап – различение гласных звуков (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).
II этап – различение согласных звуков близких по акустическим признакам (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).
III этап – различение согласных звуков близких по артикуляционным признакам (изолированных, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях).
IV этап – дифференциация слогов.
На этом этапе необходимо:
- воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога;
- воспроизводить слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками;
- воспроизводить слоговые сочетания с общим гласным и разными согласными звуками;
- воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости;
- воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости;
- воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными;
-воспроизводить слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
На V этапе учим детей дифференциации фонем. Этот этап начинается с дифференциации гласных звуков.
Предлагаем работать в следующей последовательности:
- выделение одного из гласных звуков в звуковом потоке;
- повторение сочетания гласных звуков;
- выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке;
- выделение первого ударного гласного из слова;
- выделение первого ударного гласного из прямых слогов.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия проводится в тесной связи с подготовкой к обучению грамоте.