Олеся Чепорнюк
Методика формирования грамматически правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Методика формирования грамматически правильной речи
Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определённое значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит об единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.
Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Методика формирования грамматически правильной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ре-бёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и пр.) требует владения приёмами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подго-товки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологиче-ским и лексическим уровнями языковой системы.
Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).
Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточ-ностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.).
Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
Задачи рассматриваются в трёх направлениях :
1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правиль-ному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.
Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей
1. Неправильные окончания имён существительных.
А) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев.
Б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке.
В) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имё н суще-ствительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.
Г) предложный падеж неодушевлённых имё н существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе.
2. Склонение несклоняемых имё н существительных: на пальте, на пиа-нине, кофий, кофию, в кине.
3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детё нышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная.
5. Образование глагольных форм.
А) повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.
Б) изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю.
В) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь, есть – едишь (ешь, давать – дадишь (дашь, спать – сплют (спят).
6. Неправильная форма причастий : сломатая, сошитая, оборватая.
7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее.
8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья.
9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.
У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:
- «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними;
- Мы ходим за ягодам и грибам.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются парал-лельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
Синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении) :
- На первое место ставится наиболее важное для ребё нка слово: «Куклу мама принесла»;
Неправильно иногда оформляется союзная связь :
- Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, пото-му…нажал сильно».
Морфологический строй речи включает почти все грамматические фор-мы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа.
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компо-нентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный, изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, бежим, пусть бежит, идёмте) к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы).
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, весе-лы, со степенями сравнения (добр – добрее, тихий – тише).
В процессе обучения дети овладевают и другими частями речи : место-имениями, наречиями, союзами, предлогами.
В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель, префиксальный – (писать – переписывать, смешанный (застольный, разбежаться)
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направления движения (ехал – поехал – выехал).
В синтаксисе детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении.
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич. Основные её положения:
- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осозна-вать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
- Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
- Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
- С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок за-ключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребё нок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
- Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоя-тельно исправлять их.
- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчи-вым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собе-седником.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматиче-ских навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок (День рождение куклы).
Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. К. Д. Ушинским были разработаны образцы упражнений для «первоначального учения родному языку».
Словообразование:
- гнездо птицы или птичье гнездо,
- хвост лошади или…
- хвост лисицы или…
Морфология:
- железо тяжело, но свинец ещё тяжелее,
- лошадь высока, но верблюд ещё(выше,
- белка хитра, но лисица ещё(хитрее) и пр.
Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений.
Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
А. М. Бородич выделяет активные приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить.
В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и подсказ.
Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций; во-просы подсказывающего и оценочногохарактера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми. В словообразовании, например, используется приё м раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».