Виктория Демидова
Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Термины
Арифметические задачи
Решаются арифметическим действием
Текстовые задачи
Сформулированы на естественном языке
Простые задачи
Решаются в одно действие
Составные задачи
Решаются в несколько действий
Прямые задачи
Вопрос подсказывает действия
Обратные (косвенные)
Вопрос не отражает явно ситуацию
Предварительная работа:
Публикация «Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи» размещена в разделах
Практическая работа с множествами и числами является обязательной для обучения детей умению решать и составлять арифметические задачи.
Особенности наглядного материала:
В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители, графические (рисунки, схемы, словесные и математические (числовые выражения)
По характеру наглядности задачи делятся на:
Задачи драматизации Сюжет и действия разыгрывают сами дети: «Даша, поставь 4 флажка в вазу. Лена, поставь 3 флажка в вазу. Дети, про это можно придумать задачу?»
Задачи иллюстрации Условие изображается на картинках
• Картинки обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 4 яблока, мальчик кладет еще три яблока)
• Парные картинки (на левой-2 рыбки в речке, на правой –4 рыбки в речке и 2 рыбки в аквариуме)
• Картинки обеспечивающие частичную наглядность (четыре снеговика и одна лужа)
• Картинки отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 5 книги, а на нижней – 2 книги)
Устные задачи Без наглядности
Методика обучения
При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе. В начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычитаемое равны единице. При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка. Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи.
Этапы обучения:
Подготовительный этап:
Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».
I этап:
Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:
а) формирование представления об арифметической задаче;
б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.
II этап:
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением вычитанием;
б) поиск нужного арифметического действия и его формул ровка;
в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.
III этап:
Выработка вычислительных навыков и логических расе дений:
а) присчитывание и отсчитывание по единице;
б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в) использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.