Зоя Капустина
Путеводитель «Я, моя семья, мой край родной» в старшей группе 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие:
Путеводитель
«Я, моя семья, мой край родной»
старшая группа (5-6 лет)
Подготовила : воспитатель
Капустина З. И.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Путеводитель „Я, моя семья, мой край родной“ в старшей группе 5–6 лет» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В. В. Путин)
Предлагаю вашему вниманию авторское пособие «Я, моя семья, мой край родной», которое позволит узнать историю нашего родного края Белгородчины, традиции и обычаи людей проживающих на его территории. Используется в совместной деятельности с детьми, предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель - воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за жителей села, ответственность за все, что происходит в селе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.
Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.
Образовательные:
Формировать любовь к родному селу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему.
Сформировать у детей начальные представления об истории родного края, его достопримечательностях,
Расширять кругозор детей и словарный запас,
Расширить знания детей о флоре и фауне края;
Познакомить с культурой и традициями края; музеем в сельской библиотеке и уголком русского быта в детском саду.
Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей.
Развивающие:
Развивать эмоционально-ценностное отношение к селу и Родине.
Развивать патриотические чувства у детей,
Продолжать работу над развитием творческих способностей детей,
Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего.
Используемые методы и приё мы обучения:
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения.
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном крае и Родине.
• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Педагогические принципы пособия
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов является научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентации.
Содержание и структура методической разработки путеводителя состоит из 9 остановок:
1. «Традиции и обычаи Белгородской области».
2. «Животный мир Белогорья».
3. «Природа родного края».
4. «Растения Красненского района».
5. «Лекарственные растения родного края».
6. «Моя семья».
7. «Моя родословная».
8. «Летопись села Расховец».
9. «Волонтерский отряд «Доброе сердечко».
1 остановка «Традиции и обычаи Белгородской области»
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к культурным традициям и истории родного края. Знакомя с традициями Белгородчины способствовать формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре.
2 остановка «Животный мир Белогорья»
Задачи: расширять и уточнять знания детей о родном крае, познакомить с заповедником Белгородской области «Белогорье». Закреплять знания о редких животных, птицах, и растениях. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
3 остановка «Природа родного края»
Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах родной земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
4 остановка «Растения Красненского района»
Задачи: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, самостоятельность в исследовательской деятельности. Обогащать представления о жизни растений, их развитии, внешних особенностях и связи с другими живыми организмами.
5 остановка «Лекарственные растения родного края»
Задачи: Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использованием в лечебных целях.
Воспитывать умение бережно относится к растениям, желание сохранить их видовое разнообразие в природе.
6 остановка «Моя семья»
Формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
Закреплять знания детей о своей семье : умение называть имена членов
семьи, фамилию, профессию родителей;
Закрепить умения определять наименование родственных отношений
Формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
Закреплять знания детей о своей семье : умение называть имена членов
семьи, фамилию, профессию родителей;
Закрепить умения определять наименование родственных отношений
Задачи: формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе; закреплять знания детей о своей семье : умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей; закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи.
7 остановка «Моя родословная»
Задачи:
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена, отчества членов семьи.
8 остановка «Летопись села Расховец»
Задачи: Уточнить представления детей о последовательности событий в жизни родного села. Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории села. Воспитывать чувство признательности и любви к родному селу. Формировать способы практического применения полученной информации в самостоятельной деятельности.
9 остановка «Волонтерский отряд «Доброе сердечко»
Задачи: Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.