Алиева Зияфет
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе
«Югра – мой край родной»
Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному краю.
Задачи:
-Познакомить детей с древними народами Севера.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе „Югра — мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседы о родном крае, чтение хантыйских народных сказок, рассматривание предметов быта в краеведческом уголке, рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни малочисленных народов севера.
Оборудование: проектор, карточки с животными, иллюстрации с изображением орнаментов ханты и манси, карандаши.
Ход Занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня очень холодно, а в нашей группе, тепло, уютно и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
Воспитатель: о чем это стихотворение?
Ответы детей
Воспитатель: а что мы родиной зовем, что такое малая родина?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, давайте проверим, насколько хорошо знаете нашу родину.
Вопросы к детям
1. Как называется наша страна?
2. Как называется столица нашей страны?
3. Как называется округ в котором мы живем?
4. Как называется столица ХМАО-Югры?
5. Как называется район, в котором мы живем?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в виртуальное путешествие по родному краю.
-Югра - представляет собой красивый край лесов, болот, рек и озер. Зимы здесь длинные, снежные и морозные. Зима начинается очень рано и заканчивается поздно. Лето в Югре короткое.
Главный город Югры - Ханты-Мансийск. Маленький и быстро развивающийся город. С его маленькими красивыми улицами.
К символам ХМАО-Югры относятся:
- Флаг имеет форму прямоугольного полотнища, разделённое на две равные полосы (верхняя часть — сине-голубая, нижняя — зелёная). В левом верхнем углу полотнища находится элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов). С противоположной стороны флаг окаймляет узкая вертикальная белая полоса. Синий цвет флага напоминает обилие рек и озер в нашем округе, зеленый цвет — символ сибирской тайги, а белый - долгую и суровую зиму.
Герб выглядит как символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах (вписанных один в другой) синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета – короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.
Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра.
«Ханты» означает «люди». Манси – ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».
Ханты и манси всю жизнь занимались рыболовством и охотой.
В реках и озерах Югры вылавливали различных рыб: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр.
Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети. Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой, чтоб передвигаться по заснеженным местам использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом.
На охоте использовали различные стрелы, луки. Что были изготовлены вручную. Охотились на различных животных: лось, медведь, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом) : лисица, заяц, белка, песец, куница, норка, ласка, соболь, выдра, бобр.
Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка.
Ханты и манси занимались оленеводством. Олени были за место всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Вели кочевой образ жизни. Ведь переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах. Если трава заканчивалась, то приходилось идти на другое место. Так они кочевали.
Жилище ханты и манси – чум. Свои жилища они обустраивали сами, так чтоб было тепло. На вид это конусное жилье. Его обвешивали шкурами животных. В центре разводили огнь, подвешивали на рюкзак чайник или котел и готовили еду. Также разведенный костер служил местом для обогрева. На верху в центре было отверстие, куда выходил дым. Для северных народов, очень удобное жилье, ведь его легко разобрать и взять с собой в путь. Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты).
Основной пищей ханты и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя.
Посуда и большая часть мебели делались из бересты.
Одежда и обувь изготавливались из меха оленя, птиц и пушниных шкур, выделенных пушными шкурами пушного животного, ткани. Одежда украшена вышиванием шерсти, бисером, аппликацией, резкой и наносят узоры из меха или кожицы.
Основными элементами орнамента являются образы животного, птицы, рыб и растений. К примеру, это могли быть: «заячья уши», «ветка берёзы», «олени рога», «щуки зубы», «глухарь», «медведь» Орнамент был выполнен в разных цветах: белых, черных, красных, жёлтых, зеленых.
Югра в данный момент считается самой богатой местностью по добыче ископаемых. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством
Здесь добывают нефть и газ. Эта главная промышленная часть Севера. Так же идет добыча полезных ископаемых, золота и других полезных минералов.
Физкультминутка «Лесная лужайка»
Дидактическая игра «Животные нашего края».
На столе раскладываются карточки изображениями вниз. Ребенок выбирает карточку с изображением животного и в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном: как называется животное; как выглядит; какие звуки издает; чем питается; как называется жилище; что делает зимой; как называются детеныши животного.
Воспитатель: Огромное количество различных животных живет в наших лесах. Давайте отгадаем загадки. Отгадав их, мы вспомним, и посмотрим кто они.
Воспитатель:
1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа, на нем громадные рога, ему природа дорога.
3. В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит (лось)
4. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
5. Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок, знают все, кому не лень, это - северный (олень)
6. Воспитатель: Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (белка)
7. Трусоват лесной красавец. Догадались это (заяц)
Воспитатель: - Ребята, очень много птиц живет в наших лесах. Давайте сыграем в игру и посмотрим сколько их.
Игра «Перелетные и зимующие птицы».
(Дети определяют и прикрепляют на магнитную доску птиц по группам.)
Воспитатель: Наши леса богаты грибами и ягодами. Каждая хозяйка заготавливает лесное богатство на зиму (варенье)
-Давайте свами перечислим какое варенье мы можем сварить:
Клюква – клюквенное
Брусника– брусничное
Черника – черничное
Голубика – голубичное
Костяника – костяничное.
-Какие все молодцы. Отгадали все варенья. А сейчас давайте продолжим путь.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: Ну вот мы с вами и вернулись обратно. А чтобы нам наше путешествие запомнилось надолго мы украсим платья и рубашки, которые лежат на столах хантыйским орнаментом.
(на готовых вырезанных платьях и рубашках рисуют узоры)
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Расскажите мне, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы!