МААМ-картинки

Методическое пособие по обучению детей грамоте

Ольга Киреенкова
Методическое пособие по обучению детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому пособию по подготовке к обучению грамоте

Современная школа требует от будущего школьника многих умений, которые необходимы для успешного овладения грамотой. Это, прежде всего: сформированный фонематический слух, умение членить слова на слоги, умение членить простые предложения на слова, умение составлять предложения из 3-5 слов, умение пользоваться обобщающими понятиями, умение составлять рассказ по серии картинок и т. д. Эта база должна быть сформирована уже к концу старшего дошкольного возраста. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей, т. е развитие всех компонентов речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой стороны речи. Опыт показывает, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными дисциплинами.

Темочки:

Настоящее методическое пособие создано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС) и описывает курс подготовки к овладению грамотой (чтению) детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада на основе обязательного минимума содержания по подготовке к обучению грамоте для ДОУ.

Методическое пособие разработано в соответствии с принципами развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, а именно: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Пособие базируется на следующих принципах и подходах:

- принцип личностно-деятельностного подхода в пособии определяется реализацией содержания образования через разные виды деятельности детей. В дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, с постепенным введением элементов логического мышления;

- принцип эмоционально-чувственной направленности в развитии ребёнка, в освоении им образовательного содержания, в дошкольный период детства является доминантным и определяющим развитие познавательных процессов: воображения, мышления, памяти и оказывающей непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – игры, исследования и т. д. ;

- компетентностный подход, заключается в освоении воспитанниками практическими навыками использования приобретённых знаний во всех специфически детских видах деятельности, в различных организационных формах (регламентированных и нерегламентированных);

- принцип интеграции образования предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;

- принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.

Данное пособие разработано на основе логопедического букваря Н. С. Жуковой и является методическим сопровождением, одним из возможных вариантов подачи материала. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребёнка осознания буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения.

Пособие направлено на формирование общей культуры, развития интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение здоровья детей дошкольного возраста.

Цель курса: научить ребёнка читать до поступления в школу.

Задачи:

- формировать пространственно-временные категории: неделя, месяцы года;

- формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам;

- учить ребёнка приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в т. ч. отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных;

- познакомить с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук»; учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков; учить различать их между собой;

- формировать умение называть обобщающее понятие;

- формировать умение классифицировать предметы через лексические темы;

- дать представление о понятии «буква»; учить различать понятия «звук» и «буква»;

- дать представление графического изображения букв русского алфавита;

- формировать умение соотносить букву со знакомыми предметами;

- уметь выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

- формировать умение придумывать слово на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

- дать представление о понятии «слог»;

- учить различать слог-слияние и слог-неслияние;

- формировать умение работать с кассой букв и слогов;

- развивать умение членить слова на слоги; называть ударный слог;

- дать представление о звуко-буквенном анализе слова;

- дать представление о понятии «предложение»;

- учить членить предложение на слова;

- учить составлять рассказ из 3-5 предложений;

- учить пересказывать составленный рассказ с опорой на схему;

- развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

- продолжать развивать общую моторику с помощью физ. пауз.

Требования к уровню подготовки воспитанников:

Исходя из поставленных задач, в конце курса «От звука к букве», к воспитанникам предъявляются следующие требования:

Дети могут:

- уметь ориентироваться в пространственно-временных категориях: неделя, месяцы года;

- уметь называть предмет по родо-видовым признакам;

- иметь представления о некоторых способах словоизменения : единственное и множественное число существительных, множественное число существительных в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных;

- иметь представление о понятии «звук», видах звуков в родной речи: гласный и согласный;

- уметь называть основные признаки гласных и согласных звуков; различать гласные и согласные звуки между собой;

- уметь называть обобщающим понятием группу предметов, сходных по родо-видовым признакам;

- уметь классифицировать предметы, включённые в лексические темы;

- иметь представления о понятиях «звук» и «буква» и уметь различать эти понятия между собой;

- иметь представление графического изображения букв русского языка;

- научится соотносить букву со знакомыми предметами;

- уметь определять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

- уметь придумывать слова на заданный звук и определять его местоположение в слове;

- иметь представление о понятии «слог»;

- знать виды слогов: «слог-слияние» и «слог-неслияние» и уметь различать их между собой;

- иметь представление о работе с кассой букв и слогов;

- уметь членить слова на слоги, называть ударный слог;

- иметь представление о звуко-буквенном анализе слова;

- иметь представление о понятии «предложение»;

- уметь членить предложение на слова;

- уметь составлять рассказ из 3-5 предложений с опорой на графическую схему;

- уметь пересказывать составленный рассказ.

Содержание методического пособия :

Содержание методического пособия «От звука к букве» нашло своё отражение в конспектах занятий по подготовке к обучению грамоте. Для удобства к каждому конспекту представлен демонстрационный материал, необходимый для работы педагога.

Разработана структура занятия, включающая следующие этапы работы:

- Организационный момент;

- Проверка домашнего задания;

- Объявление темы занятия;

- Анализ классификационных признаков;

- Соотнесение звука с буквой;

- Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами;

- Работа с букварём;

- Работа с кассой букв и слогов;

- Работа с текстом;

- Подведение итога;

- Домашнее задание.

Структура занятия разработана таким образом, что на каждом этапе занятия решаются определённые задачи, перечисленные выше.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная со старшей группы. Программа предусматривает 2 года обучения. Каждый год обучения включает в себя 36 занятий. Всего их 72. Длительность занятий: в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Список средств обучения :

Средства обучения нашли своё отражение в разделе «Демонстрационный материал», который представлен в каждом конспекте занятия. Это:

- касса букв;

- набор карточек слогослияний, необходимый для звуко-буквенного анализа;

- набор карточек для выкладывания слоговой структуры слова;

- набор карточек для выкладывания схемы предложения;

- предметные картинки к каждому занятию;

- букварь;

- настенная доска, мел.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 1985, 2005

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) – М., 1993

3. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Издательский дом ЛИТУР, 2008

Календарно-тематическое планирование к методическому пособию (подготовка к обучению грамоте на основе логопедического букваря Н. С. Жуковой)

№ Тема занятия Сроки проведения Источник материала

1. Звук (А) и буква Аа Сентябрь, 1-я неделя Стр. 4-5

2. Звук (У) и буква Уу Сентябрь, 2-я неделя Стр. 6-7

3. Звук (О) и буква Оо Сентябрь, 3-я неделя Стр. 8-9

4. Звук (М) и буква Мм Сентябрь, 4-я неделя Стр. 10-11

5. Звук (С) и буква Сс. Учимся соединять буквы и читать слоги Октябрь, 1-я неделя Стр. 12-15

6. Учимся соединять буквы и читать слоги Октябрь, 2-я неделя Стр. 16-19

7. Учимся соединять буквы и читать слоги Октябрь, 3-я неделя Стр. 20-23

8. Звук (Х) и буква Хх Октябрь, 4-я неделя Стр. 24-25

9. Звук (Х) и буква Хх Ноябрь, 1-я неделя Стр. 24-25

10. Звук (Р) и буква Рр Ноябрь, 2-я неделя Стр. 26-27

11. Звук (Р) и буква Рр Ноябрь, 3-я неделя Стр. 27-28

12. Звук (Ш) и буква Шш Ноябрь, 4-я неделя Стр. 29-30

13. Дифференциация (С-Ш) Декабрь, 1-я неделя Стр. 31

14. Звук (ы) и буква ы Декабрь, 2-я неделя Стр. 32-33

15. Звук (Л) и буква Лл Декабрь, 3-я неделя Стр. 34-35

16. Дифференциация (Л-Р) Декабрь, 4-я неделя Стр. 36-37

17. Звук (Н) и буква Нн Январь, 1-я неделя Стр. 38-39

18. Звук (Н) и буква Нн Январь, 2-я неделя Стр. 40-41

19. Звук (К) и буква Кк Январь, 3-я неделя Стр. 42-43

20. Звук (К) и буква Кк Январь, 4-я неделя Стр. 43-44

21. Звук (Т) и буква Тт Февраль, 1-я неделя Стр. 45-46

22. Звук (И) и буква Ии Февраль, 2-я неделя Стр. 47

23. Дифференциация (Ы-И) Февраль, 3-я неделя Стр. 47-48

24. Дифференциация (Ы-И) Февраль, 4-я неделя Стр. 49-50

25. Звук (П) и буква Пп Март, 1-я неделя Стр. 51-52

26. Звук (П) и буква Пп Март, 2-я неделя Стр. 52-53

27. Звук (З) и буква Зз Март, 3-я неделя Стр. 54-55

28. Дифференциация (С-З) Март, 4-я неделя Стр. 56-57

29. Звук (Й) и буква Йй Апрель, 1-я неделя Стр. 58-59

30. Звук (Й) и буква Йй Апрель, 2-я неделя Стр. 58-59

31. Дифференциация (И-Й, (ый-ий) Апрель, 3-я неделя Стр. 59-60

32. Звук (Г) и буква Гг Апрель, 4-я неделя Стр. 61-62

33. Дифференциация (Г-К) Май, 1-я неделя Стр. 62-63

34. Звук (В) и буква Вв Май, 2-я неделя Стр. 64-65

35. Звук (В) и буква Вв Май, 3-я неделя Стр. 65-66

36. Звук (Д) и буква Дд Май, 4-я неделя Стр. 67-68

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1(37) Дифференциация (Д-Т) Сентябрь, 1-я неделя Стр. 68-69

2(38) Звук (Б) и буква Бб Сентябрь, 2-я неделя Стр. 70-71

3(39) Дифференциация (Б-П) Сентябрь, 3-я неделя Стр. 71-72

4(40) Дифференциация (Б-П) Сентябрь, 4-я неделя Стр. 73-74

5(41) Звук (Ж) и буква Жж Октябрь, 1-я неделя Стр. 75

6(42) Дифференциация (Ж-З) Октябрь, 2-я неделя Стр. 76

7(43) Дифференциация (Ж-Ш) Октябрь, 3-я неделя Стр. 77

8(44) Звук (Е) и буква Ее Октябрь, 4-я неделя Стр. 78

9(45) Звук (Е) и буква Ее Ноябрь, 1-я неделя Стр. 79-80

10(46) Буква (ь) мягкий знак Ноябрь, 2-я неделя Стр. 81-82

11(47) Буква (ь) мягкий знак Ноябрь, 3-я неделя Стр. 83-85

12(48) Звук (Я) и буква Яя Ноябрь, 4-я неделя Стр. 86

13(49) Звук (Я) и буква Яя Декабрь, 1-я неделя Стр. 87-88

14(50) Звук (Я) и буква Яя Декабрь, 2-я неделя Стр. 89-90

15(51) Звук (Ю) и буква Юю Декабрь, 3-я неделя Стр. 91-93

16(52) Звук (Ё) и буква Ёё Декабрь, 4-я неделя Стр. 94-95

17(53) Звук (Ё) и буква Ёё Январь, 1-я неделя Стр. 95-97

18(54) Звук (Ё) и буква Ёё Январь, 2-я неделя Стр. 97-98

19(55) Дифференциация (Ё-Е) Январь, 3-я неделя Стр. 99-100

20(56) Звук Чч и буква Чч Январь, 4-я неделя Стр. 101

21(57) Звук Чч и буква Чч Февраль, 1-я неделя Стр. 102

22(58) Звук Чч и буква Чч Февраль, 2-я неделя Стр. 103

23(59) Дифференциация (Ч-С-Ш) Февраль, 3-я неделя Стр. 104

24(60) Дифференциация (Ч-Ть) Февраль, 4-я неделя Стр. 104-106

25(61) Звук (Э) и буква Ээ Март, 1-я неделя Стр. 107-108

26(62) Звук (Ц) и буква Цц Март, 2-я неделя Стр. 109-110

27(63) Дифференциация (Ц-Ч) Март, 3-я неделя Стр. 110-111

28(64) Дифференциация (Ц-С) Март, 4-я неделя Стр. 112-113

29(65) Звук (Ф) и буква Фф Апрель, 1-я неделя Стр. 114-115

30(66) Звук Щ и буква Щщ Апрель, 2-я неделя Стр. 116

31(67) Дифференциация (Щ-С) Апрель, 3-я неделя Стр. 117

32(68) Дифференциация (Щ-Ч) Апрель, 4-я неделя Стр. 117

33(69) Повторение. Шипящие звуки.

Звук Щ и буква Щщ Май, 1-я неделя Стр. 118-119

34(70) Повторение. Шипящие звуки.

Звук Щ и буква Щщ Май, 2-я неделя Стр. 120-121

35(71) Буква (ъ) твёрдый знак Май, 3-я неделя Стр. 122-123

36(72) Дифференциация (ъ-ь) Май, 4-я неделя Стр. 124-125

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия старших дошкольников

У детей 5-7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов. На основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Однако 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5-7 лет знает не только основные цвета. Но и их оттенки.

Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4-7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

Развивается обонятельная чувствительность. Дети 5-7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов. По сравнению с младшими дошкольниками.

К 5-6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет. Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.

У малышей 5-7 лет уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени (утро – «когда светло», «когда солнышко встаёт»). Дети знакомятся с такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6-7 лет они оказываются способными понять, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Восприятие других людей детьми 5-7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5-7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения.

Особенности воображения, мышления, внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста

Развитие детского воображения связывается окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединены с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх.

К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

1. Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

2. Возникновение воображаемого плана её реализации.

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1. Познавательно-интеллектуальную;

2. Аффективно-защитную.

Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. Легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Особенности памяти у детей 5 – 7 лет

Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно память становится всё более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам и т. д., а также и несущественные признаки, частные детали.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

Следует также отметить, что в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделятся существенные признаки предметов.

Особенности внимания у детей 5 – 7 лет

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1. развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение);

2. тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).

В 5-7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.

В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Особенности мышления у детей 5 – 7 лет

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т. д.

Выделяют три типа мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребё нка с 3-4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создаёт особую моральную направленность личности ребёнка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребёнком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий. Навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Слоговой поезд»Дидактическое пособие по обучению грамоте «Слоговой поезд» Цель игры: Формирование умения делить слова на части — слоги. Задачи: Развивать способность делить слова на части - слоги; Развивать внимание,.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Умный домик»Дидактическое пособие по обучению грамоте «Умный домик» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Умный домик» Дидактическое пособие по обучению грамоте разработала педагог подготовительной.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособиюДидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковички». Дидактические игры к пособию Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по обучению детей грамоте
Опубликовано: 20 декабря 2024 в 22:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие по обучению детей грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Киреенкова (УИ 235675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД