Стерхова Людмила
Игровой развивающий стенд «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Ромашка»
Методическое пособие
Игровой развивающий стенд «Дорожная АЗБУКА»
Номинация: Совершенствование качества дошкольного образования
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОВЗ
Материал разработал и апробировал:
учитель – дефектолог
Стерхова Людмила Петровна
г. Чайковский 2022г
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Пояснительная записка.
Публикация «Игровой развивающий стенд „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Информационные стенды, папки-передвижки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2022
Учитывая основные принципы дошкольного образования,определенные ФГОС ДО, в современном детском саду на первый план выходят активность ребенка, как полноценного участника образовательных отношений, создание условий для индивидуализации его развития, поддержки инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей предметно-пространственной окружающей среды.
Дошкольное учреждение – это место, в котором ребенок проводит большую часть времени. Огромное значение в развитии детей играет развивающая предметно пространственная среда и основная задача педагогических работников в дошкольном учреждении состоит в умении моделировать развивающую предметно - пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить самостоятельность, творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения различной сложности и этиологии. У значительной части детей наблюдается сниженная познавательная активность, расторможенность, повышенная утомляемость, отклонения в эмоционально – волевой сфере. Они неусидчивы, им трудно удерживать внимание, монотонная, однообразная работа может приводить к утомлению детей и потере интереса. У детей с ограниченными возможностями здоровья процессы становления сенсорики: развитие мелкой моторики, чувственных восприятий, происходят позже.
Психологи доказали прямую связь правильного формирования нервной системы, речевого и зрительного центров с развитием мелкой моторики. Вот почему нужно уделять много внимания выполнению детьми разнообразных действий пальцами. Тонкие движения кистью, манипуляции с предметами, контакт подушечек пальцев с различными материалами тесно связаны с развитием речевых навыков. Именно поэтому актуальность проблемы развития мелкой моторики будет важной частью работы педагога с детьми с особыми образовательными потребностями.
В развивающую среду нашего детского сада мы решили внести что-то новое и необычное для полноценного развития детей. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников показалась идея создания многофункционального пособия «Бизиборд» – доска, содержащая разные предметы из окружающего нас мира. «Бизиборд» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить игровую, познавательную деятельность с детьми. Это модуль с полезными играмина внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления, мозговой активности, развитие мелкой моторики.
Оригинальность и инновационность данного пособия заключается в том, что оно имеет множество вариантов. Данное пособие рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями разного возраста.
Цель: развитие познавательной активности и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями посредством многофункционального пособия «Бизиборд».
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательной активности.
2. Систематизировать представления о видах транспорта, его назначении.
3. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
4. Способствовать развитию речи и обогащению словаря, умению правильно высказывать свои мысли.
5. Развивать зрительное восприятие, координацию движения рук и глаз.
6. Способствовать развитию произвольности.
Ожидаемый результат:
1. Пособие мотивирует к проявлению познавательной активности.
2. Представляет возможность познакомить с родным городом, названиями некоторых улиц и архитектурных зданий, достопримечательностями.
3. Помогает систематизировать представления детей о видах транспорта, его назначении, о профессиях на транспорте.
4. Ребенок действуя с пособием способен управлять своим телом и совершать мелкие движения пальцами рук, чтобы достигнуть поставленной задачи.
5. Он проявляет желание к практическим действиям. Сосредотачивается на своих движениях и доводит дело до конца, получает радость от достижения цели.
6. Называет детали, предметы и проговаривает выполнение своих действий.
7. Умеет выполнять предложенные инструкции.
Методическое пособие «Бизиборд»
Развивающая доска «Бизиборд» вошла в нашу жизнь не так давно, игрушка долгоиграющая, позволяет удовлетворить детское любопытство, знакомство с внешним миром через интересующие его предметы, служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальцев рук, активной речи, мышления, памяти. При наличии элементов разной сложности ребенок будет играть с ним не один год.
В 1907 году была впервые изготовлена первая занимательная доска Марией Монтессори. Известная врач и педагог Мария Монтессори, считавшая самым главным в развитии ребёнка свободу выбора, была основоположником авторской одноимённой педагогической методики для обучения детей с особенностями в развитии, где взрослый должен помочь ребёнку стать самим собой. Она предложила своё видение проблемы обучения детей с особенностями в развитии. Ею же было доказано на практике, что стимулируя ребёнка извне, взрослый может развивать его мозг. Мария Монтессори предложила перенести всевозможные подручные бытовые приспособления на доску. При помощи такого вот тренажёра дети определяют способ работы с каждой мелкой деталью. Двигая колеса у машинки,кольца или замки-молнии, выполняя шнуровку, ребёнок развивает мелкую моторику рук и изучает заинтересовавшие его предметы. Нейронные сигналы от пальцев рук передаются в мозг, что благоприятно влияет на интеллектуальное, речевое, сенсорное и физическое развитие ребенка.
Продумывая дизайн развивающей доски, я стремилась к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям. Объединила всё наполнение «Бизиборда» в единый сюжет о видах специального транспорта. В нем нет ни одной не нужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка и главное – способствовать его развитию. Под детскими пальчиками детали игрушечной вереницы оживают: движутся, крутятся, открываются, перетягиваются, нажимаются и горят. Ребенок с интересом исследует элемент за элементом. «Бизиборд» дополнен игровой развивающей панелью «Улицы города», которая благоприятно влияет на познавательную мотивацию, активизацию интеллектуальной и речевой деятельности. Панель и детали (изображения транспорта, фигуры людей, дорожные знаки) выполнены из фетра. Ребенок может перемещать их в зависимости от придуманного сюжета.
Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению доступности, надежности и безопасности использования:
-пособие находится в свободном доступном месте;
-для исключения возможных травм детей, доски жестко прикреплены к поверхности;
-материал, из которого изготовлено пособие, хорошо обработан во избежание порезов, царапин и занесения заноз;
-перед использованием проверяется надежность крепления всех составляющих элементов;
-все мелкие элементы, которые можно снять, зафиксированы;
-для лампочек светофора используются батарейки.
Использование игрового пособия и развивающей панели.
Развитие мелкой моторики рук, тактильного и зрительного восприятия цифр, пространственного воображения, мышления.
Рассматривание транспорта специального назначения Открывание и закрывание крышки с изображением пожарной и полицейской машин Обведение цифр, выполненных из объемного материала (стразы, пуговицы)
Способствуют развитию координации рук, развитию речи ребенка, глазомера, внимания, усидчивости.
• Шнуровка;
• Включение и выключение сигналов светофора;
• Открывание и закрывание замка – молнии (дорога для автомобилей);
• Вращение колес у автомобиля.
Развитие моторики пальцев рук, зрительного и слухового восприятия, развитие речи, совершенствование прямого и обратного счета.
Развязывание и завязывание шнура Рассматривание иллюстраций с изображением автомобилей
Передвижение металлических пластин (счет, звук при соприкосновении).
Развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия, развитие речи.
• Рассматривание картинок специального транспорта с использованием мини-прищепок (смена расположения картинок);
• Вращение спинера;
• Открывание и закрывание крышки с изображением скорой помощи;
• Обведение цифр, выполненных из объемного материала (стразы, пуговицы).
Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, дыхания
• Вращение вертушки руками в разных направлениях;
• Вращение с помощью воздушной струи;
• Массаж рук
Развитие речи, воображения, мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия.
Перемещение фрагментов на игровой развивающей панели
Развитие движений пальцев рук, координацию движений, мелкой моторики, развитие диалогической речи, внимания, восприятия, мышления
• Набрать номер (цифры) на телефоне – что может быть интереснее.
• Тренировка в счете;
• Запоминание последовательности цифр;
• Разговор по телефону с вымышленным героем или взрослым.
Развитие навыков межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.
Маленькими машинками проехать по лабиринту двумя руками
Эффективность использования пособия оценивалась по задачам образовательной области «Познавательное развитие» и по следующим критериям позволяющим сделать вывод об эффективности применения данного пособия:
1. Ребенок имеет представления о родном городе, названии некоторых улиц и архитектурных зданий, достопримечательностей;
2. У ребенка систематизированы представления о видах транспорта, его назначении, о профессиях на транспорте.
3. Он способен управлять своим телом и совершать мелкие движения пальцами рук, чтобы достигнуть поставленной задачи.
4. Ребенок проявляет желание к практическим действиям. Сосредотачивается на своих движениях и доводит дело до конца, получает радость от достижения цели.
5. Проявляет познавательную активность.
6. Называет детали, предметы и проговаривает выполнение своих действий.
7. Умение выполнять предложенные инструкции.
Результаты мониторинга детей с задержкой психического развития 6-8лет в 2020-2021г представлены в гистограмме.
Рисунок 1 "Начало учебного года"
Рисунок 2 "Конец учебного года"
Систематическое использование данного пособия, оказывает большое влияние на развитие у детей с особыми образовательными потребностями познавательной активности, подтверждает наличие устойчивой мотивации к активной продуктивной деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в развитии, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.
Это пока еще небольшой опыт работы, но он позволяет увидеть положительную динамику физического, речевого и интеллектуального развития детей; формирование у них таких полезных качеств, как умение концентрироваться, удерживать внимание на достаточно долгий срок; подготовку кисти рук детей к письму. В процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
В связи с этим можно сделать вывод, что использование пособия «Бизиборд» и игровой развивающей панели «Улицы города» в развивающей среде ДОУ способствует максимальной компенсации, которая обеспечивает целостность организационно – педагогического процесса, индивидуализацию обучения, эмоционального благополучия воспитанников, обеспечивает благоприятную психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное взаимодействие на ребенка может дать успешную динамику в развитии и социальной адаптации.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное игровое пособие.