Екатерина Балакина
Консультация для родителей «Юность и её проблемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Юность и её проблемы
ГБУ СО
«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие
«ЮНОСТЬ И ЕЁ ПРОБЛЕМЫ»
2023г.
• Юность (14-18 лет) – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.
Публикация «Консультация для родителей „Юность и её проблемы“» размещена в разделах
• Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.
• Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Но самое главное: перед вами совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!
Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности :
1. Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.
2. Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.
3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я».
Их выводы об окружающем мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Юноши и девушки жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.
«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности.
Детям-юношам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трё х важных позициях:
Поддерживать представление о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Направлять внимание на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.
Раскрывать перспективу жизни, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.
Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план. Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности. Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.
В раннем юношеском возрасте на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта юношеского возраста, но для юноши будущее затмевает все остальные сферы жизни. Однако формирование временной перспективы идет у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Это выражается в том, что юноши как бы не желают задумываться над важными вопросами, откладывая их решение на потом.
В связи с развитием самосознания возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками. Но все же полное понимание между взрослыми и юношами и девушками не устанавливается.
Отношения с родителями противоречивы, поскольку юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей. Несовпадение этих статусов делает юношей и девушек очень чуткими, ранимыми в общении с родителями, а стремление к самостоятельности вступает в конфликт с реальными возможностями её обеспечения. Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка.
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЮБЯЩИХ СВОИХ ДЕТЕЙ:
• Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого дети ждут от своих родителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми. Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т. к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
• Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие. Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.
• Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Совершенно естественно ждать успехов от детей, но нужно научиться справляться и с их неудачами.
• Не торопитесь искать виноватых. Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.
• Не афишируйте свою беспомощность. Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.
• Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
• Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т. к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
• Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
• Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь. Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду.
Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приё мы общения:
- Рассказ об аналогичном поступке.
- Обращение по неизвестному адресу.
- Остроумная шутка, ответ, замечание.
- Приём парадокса.
- Приём незамеченного оскорбления.
- Авансирование доверием, похвалой.
- Приём незаслуженного одобрения.
- Приём моральной поддержки и т. п.
Удачи вам и терпения в воспитании своих детей!
Наш адрес:
Саратовская область,
г. Ершов, ул. Мелиоративная д. 39
Т. : 8 (84564)-5-71-52
Составитель:
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Балакина Е. Н.