Наталия Трофимова
Изучение домашних животных через игру. Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗРР «Кошка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аннотация. Данный материал разработан для учителей-логопедов дошкольного учреждения. Здесь представлен конспект группового занятия по развитию речи через игру у детей раннего возраста.
Игры систематизированы по возрастной и коррекционной направленности.
2. Введение. За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.
Публикация «Изучение домашних животных через игру, Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми с ЗПР и ЗРР „Кошка“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
К счастью, многие родители интересуются развитием своих детей и обращаются к специалистам для оценки развития своего ребенка в самый значимый для развития речи ребенка возраст до трех лет.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми раннего дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Игра – наш незаменимый помощник в развитии и обучении детей раннего возраста. Родители и логопеды часто задаются одним и тем же вопросом: Как выбрать самую нужную игру? Конечно, не может быть точного ответа, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна соответствовать возрасту, быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности. В ходе игры ребенок начинает подражать взрослому, а то важно для развития речи.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с детьми раннего возраста.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с речевыми расстройствами.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило. Ребенок должен быть успешен, тогда он обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.
В современной литературе по логопедии в работе с детьми раннего и дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми раннего возраста, то мне необходимо охватить этапы освоения речи, начиная со звукоподражания, развитие фразовой речи, также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в этой работе представлен конспект группового занятия по вызыванию речи через игру.
3. Конспект группового занятия по развитию речи и игровых навыков (в группе дети с задержкой психического и речевого развития 1,6 лет и их родителей; занятие проводится в присутствии родителей)
Тема: Кошка
Цели и задачи занятия :
Коррекционно-образовательные: продолжать активизировать активный словарь, расширять пассивный словарь; дать представление об обобщающих понятиях (домашние животные, совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционной моторики, развивать зрительное и слуховое внимание, память, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; работать над развитием мелкой моторик, развиваем речевое дыхание, зрительно-пространственного гнозиса, обогащать лексику, учить различать предметы по размеру.
Коррекционно-воспитательные: создать позитивное настроение, формировать навыки социального поведения, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: бубен корова, покрывало, фигурки животных (кошка, собака, корова, полотняный мешочек, дидактический материал – пазлы-вкладыши «Домашние животные», магнитофон, компьютер, мыльные пузыри.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Дети входят в кабинет и садятся по кругу на ковёр)
Логопед : Ребята давайте поздороваемся с коровой! –При-вет!
(по очереди ударяем ладошкой по бубну два раза, логопед передаёт по кругу и убирает).
Логопед : Ребята, а как говорит корова?
Дети: Муу!
Логопед : Давайте покажем корову.
(дети указательными пальцами показывают жест корова и сопровождают звукоподражанием)
2. Сюрпризный момент (на полу под покрывалом лежат фигурки животных)
Логопед : Ребята, ручками потрогаем, что там! (дети ощупывают покрывало)
-Будем смотреть что там?
Дети: Да! (жест кивание головой да)
Логопед, поочередно обращаясь по имени к каждому ребенку спрашивает: Ты будешь смотреть?
Дети: Да!
Логопед : Давайте вместе возьмём и поднимем высоко! Ой, кто там?
Дети: Мяу!
Логопед : Да, это ки-са (пытаемся сопряженно по слогам проговаривать слова). Это домашние животные!
Логопед : Давайте найдем у кошки глаза, уши, нос, усы, хвост, лапы,
3. Игра «Прятки»
Логопед : Дети, давайте будем прятать кошку! (Логопед и дети совместно накрывают кошку покрывалом, далее поднимают и говорят мяу, мяу.).
Давайте с вами поиграем в прятки! (По очереди накрывают логопеда и детей покрывалом, снимают покрывало и говорят ку-ку.).
Давайте спрячем только глазки! (Дети и логопед ладошками закрывают глаза, а когда открывают говорят ку-ку.)
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед : давайте вспомним, как мяукает киса?
Дети: мяу.
Логопед : а как кошка умывается?
Перед зеркалом элементы артикуляционной гимнастики: облизывание языком верхнюю губу.
-А как дышит собака? – широко открываем рот, высовываем длинный язык к подбородку и дышим. Молодцы!
-А как мычит корова? – Губы трубочкой мычим му-у-у.
4. Речь с движение. Физ. Минутка
Встаем на ноги: поём песню под магнитофон «Вот идёт корова»
Вот идёт корова Му-му-му, вот идёт корова му-му-му
(указательными пальцами имитируем рога коровы)
Привет тебе корова му-му-му (жест ладошкой – привет-привет)
Ответила корова – му-му-му!
Вот идёт собака Гав-гав-гав, вот идет собака гав-гав-гав
(ладошки согнуты перед грудью, киваем головой)
Привет тебе собака гав-гав-гав
Ответила собака – гав-гав-гав!
5. Игра пазлы-вкладыши
(сидя по кругу на ковре)
Логопед : ребята, посмотрите, что у меня в руках? – Мешок! В нём что-то есть?
Дети: Да! (ощупывая мешок)
Логопед : А ещё у меня есть пазл-домик, в нём есть что-то?
Дети: Нет! (жест отрицания)
Логопед : Правильно, нет, нету, там пусто!
Логопед : Кто красиво попросит: Дай, дай, дай!
Дети: Дай (речь сопровождается жестом «дай»)
(по очереди дети просят, вынимают из мешка фигурку кошки разного размера и вставляют в прорезь домика пазла)
Логопед : В мешке есть ещё животные?
Дети: Нет!
Логопед : А где они?
Дети: (сопряженно с логопедом показывают) та –а - ам.
Логопед : А где маленькая кошка?
Дети: показывают и говорят там.
Логопед : Какая она?
Дети: (жест и слог «ма») маленькая.
Логопед : А где большая кошка?
Дети: (жест и слог «бо») большая.
Логопед : Кто играл?
Дети: (каждый по очереди) Я (используя жест).
Логопед : давайте себя похвалим мо-лод-цы (отхлопаем в ладоши слоговую структуру слова).
6. Развитие силы выдоха
Логопед : Посмотрите, что у меня есть?
Дети: Пузыри! (дуют или называют)
Логопед : Мы будем дуть?
Дети: Да!
Логопед : Пузыри полетят высоко! Где высоко?
Дети показывают высоко.
Логопед : Пузыри ещё можно ловить пальчиком Пик! (указательным пальцем ловить пузырек и произносить пик).
Логопед : теперь пузыри полетят низко. Где низко?
Дети: показывают низко.
Логопед : низко будем ловить ножкой топ.
Дети: ловят пузыри ногой и по возможности произносят топ.
Логопед : сейчас я надую большой пузырь. Давайте покажем, какой большой!
Дети: показывают жест большой и пытаются произнести.
Логопед дует и спрашивает : Какой был пузырь?
Дети: показывают жест.
Логопед : А сейчас будет маленький пузырь.
Логопед, дует и спрашивает: какой был пузырь?
Дети показывают жест маленький и пытаются произнести.
Логопед предлагает каждому ребенку попробовать дуть самостоятельно.
-Давайте пузырикам скажем пока!
Дети: Пока, пока (сопровождают жестом).
7. Компьютер, развивающая игра «Звери на машине»
(дети садятся на стульчики перед компьютером, смотрят, по просьбе нажимают кнопку)
Логопед : Кто первый попросит «Дай»?
Дети просят и нажимают, на экране выезжает машина (проговариваем бррр, привозит по очереди животных (кошку, собаку, лошадь). Проговариваем ещё раз название животного, звукоподражание, артикуляторное упражнение.
Осуществляют выбор по картинке из трех животных.
8. Прощание.
Логопед : Мы сегодня мо-лод-цы! (хвалим себя хлопая в ладоши).
Логопед показывает бубен-корову и говорит: «Давайте попрощаемся с коровой и скажем пока-пока!
Дети: пока-пока (отстукивают с проговариванием в такт).