Ольга Шарипова
Методический материал «Коммуникативно-двигательные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
.Санаторий для детей с родителями "Солнечный" ,который находится в поселке Перекоп Кировской области прекрасное место для того, чтобы родители больше времени уделили своему ребенку. В наш век компьютерных технологий и больших скоростей ребенку недостает простого внимания родителей. Педагоги санатория используя большой опыт работы предлагают и создают интересный, творческий досуг. Использование коммуникативных танцев-игр способствует развитию музыкального слуха, выразительности движений, ориентировке в пространстве. Это прекрасный музыкальный материал для детей, который развивает и развлекает одновременно. Музыкальные игры, игры танцы,можно использовать на различных тематических праздниках, развлечениях в минутки отдыха. Дети с родителями возвращаясь вновь и вновь в наш санаторий очень благодарны за проведенный досуг в нашем санатории.
Публикация «Методический материал „Коммуникативно-двигательные игры и упражнения“» размещена в разделах
Методический материал «КОММУНИКАТИВНО – ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
И УПРАЖНЕНИЯ»
Цель: решение целого комплекса педагогических, нравственно-этических и психологических задач; социализация детей, воспитание у них толерантности, развитие навыков общения и регуляции совместной деятельности.
Место применения: праздники, развлечения, «минутки отдыха»; также могут использовать в своей работе воспитатели в работе с детьми отдыхающими в санатории для детей и родителей.
Материал : поэтический и музыкальный фольклор любого народа, известные стихи, потешки, песни, преобразованные в игры и упражнения, в том числе авторские.
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ НА ОБЩЕНИЕ.
Речевая игра «КАК ЖИВЕШЬ?» (журнал «Дошкольное воспитание»)
Педагог спрашивает, дети отвечают, выполняя соответствующие движения; поощряется умение импровизировать, находить «свои» интересные движения.
- Как живешь? – Вот так! (показать большой палец – жест «здорово!»)
- А плывешь? – Вот так!
- Как бежишь? – Вот так!
- Вдаль глядишь? – Вот так!
- Ждешь обед? – Вот так!
- Машешь вслед? – Вот так!
- Утром спишь? – Вот так!
- А шалишь?. (можно хлопнуть кулачками по надутым щекам, а можно придумать и свои варианты «баловства»).
ИГРЫ С МУЗЫКОЙ.
Богатым и мудрым источником коммуникативных танцев-игр является фольклор любого народа, как поэтический, так и музыкальный. Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше спляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. Присутствие игрового сюжета еще больше облегчает их запоминание.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это весьма существенно, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, наделяется смыслом сам процесс участия каждого в танце-игре.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они содействуют возникновению положительных, радостных эмоций. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, и тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Для проведения праздников и развлечений, «музыкальных минуток», в различных режимных моментах в течение дня можно использовать танцы-игры, опубликованные в учебном пособии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей» И в «Программе воспитания» под редакцией М. Васильевой тоже есть танцы, основанные на этом принципе, например, «Приглашение», «Веселые дети» ., когда начинает танец один ребенок, а затем постепенно танцорами становятся все дети. Очень удобно использовать эти танцы на праздниках и развлечениях с родителями. У детей появляется прекрасная возможность потанцевать вместе со своими мамами и папами, и даже выступить в роли «учителя». Ведь начиная танец, дети показывают гостям движения, которые те затем и повторяют сами.
А можно попытаться придумать танцы-игры самим…
Игра-приветствие «ЗДРАВСТВУЙ!» для детей младшего, среднего возраста (за основу взята игра Е. И С. Железновых)
Дети стоят парами. На вступление выполняют «пружинку», улыбаются друг другу.
а) Берутся правыми руками и четыре раза покачивают ими – «здороваются»;
б) выполняют четыре хлопка;
в) четыре раза прыгают на месте – легко, как мячики;
г) помахивают друг другу на прощанье четыре раза.
Проигрыш. Дети переходят к новому партнеру, игра продолжается.
Дети стоят врассыпную, перед ними педагог, который показывает движения и декламирует под музыку.
Вот и утро наступает, мы шагаем на прогулку звучит веселая ритмичная ходьба на месте;
Ах, как много ребятишек,
Очень много здесь ребят жест «смотрим из-под ладошки вокруг;
С ними весело играем,
И танцуем, и поем… прыжки на двух ногах с хлопками;
Ну, а вечер наступает –
Мы домой идем. машем ладошкой – прощаемся, ноги –
«пружинки».
Проигрыш.
Вместе с папой, вместе с мамой
Мы домой идем! легкое кружение вокруг себя;
Снова утро наступает, мы шагаем в детский сад… все движения повторяются.
Игра-приветствие «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» для детей старшей, подготовительной группы (за основу взята коммуникативная игра «Семь фигур»)
Объяснить детям, что здороваться можно по-разному: словом, песенкой, жестом. Совместно найти интересные движения, жесты, чтобы поприветствовать друг друга. Познакомить с основным танцевальным движением, которое будет повторяться в течение всего танца. Отметить, что жесты приветствия нужно будет выполнить на звуковые сигналы, и чем дольше будет звучать этот сигнал, тем дольше нужно будет приветственно махать или посылать воздушный поцелуй.
Танцевальный фрагмент.
а) Дети «гуляют» по залу врассыпную, свободно размахивая руками, на лицах – улыбка, весело покачивают головой.
б) Остановка, дети хлопают перед собой 3 раза, ставят руки на пояс и кружатся вокруг себя легким бегом, снова хлопают и кружатся в противоположную сторону.
Раздаются звуковые сигналы – протяжные звуки. Дети выполняют приветственный жесты, о которых договорились заранее, например, помахивание ладошкой – одной, затем второй. Обязательно нужно встретиться глазами с тем, кому машешь и улыбнуться.
Повторяется танцевальный фрагмент. Жесты приветствия меняются, например, это будет воздушный поцелуй. Их придется послать большему количеству детей, так как звуковых сигналов тоже становится больше. Игра продолжается. Меняются и движения: можно ударять легко ладошкой по ладошке того, с кем здороваешься; подмигнуть; прижать ладони к сердцу и распахнуть навстречу, даря свое добро окружающим; помахать обеими руками, поднятыми над головой и т. п.
«НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО» (музыка на усмотрение музыкального руководителя, удобно использовать пьесу «Темнота» Рейкерштейна).
Дети стоят в кругу, лицом в центр.
1 фраза. Шаг вправо, три хлопка – выполняют четыре раза;
2 фраза. Шаг влево, три раза шлепают по коленям – тоже выполняют четыре раза;
1 предложение. Шаг в центр, три хлопка;
2 предложение. Шаг назад, три раза шлепают по коленя;
3 предложение. На шаге кружатся вокруг себя;
4 предложение.
Все соединяют руки - ладошки пальцы вверх, выполняют приставные шаги с приседанием вправо – два шага и влево – два шага;
Затем дети поворачиваются по кругу друг за другом, левая рука – на плечо, впереди стоящего человека, правая рука – «солнечный лучик» - в сторону. Голова повернута в сторону лучика, обязательно нужно улыбнуться – «подарить всем солнечную улыбку». Дети встают на носочки и небольшими шагами двигаются по кругу – «катится по небу солнышко». Для детей старшего возраста можно на повторение музыки предложить повернуться в другую сторону – поменять руки.
«ИГРА С МЯЧОМ» (мелодия «Добрый жук» М. Спадавеккиа)
Дети стоят в кругу, в центре – водящий с мячом.
1 часть музыки. Водящий бросает мяч поочередно или вразброс детям
на сильную долю такта; мимика: улыбка, радость.
2 часть музыки. Все берутся за руки и двигаются поскоками по кругу,
водящий, подняв мяч над головой,
двигается противоходом.
Проигрыш. Водящий передает мяч кому-либо из детей
и меняется с ним местом; движения повторяются.
Последний куплет. Дети встают «паровозиком» за водящим с мячом,
двигаются за ним, перестраиваясь в колонну,
затем останавливаются и широко ставят ноги;
водящий прокатывает мяч в образовавшиеся
воротики последнему игроку; игра начинается сначала.
«КТО СКОРЕЙ СОБЕРЕТ БУКЕТ?» (любая веселая двухчастная музыка)
Соревнуются девочки или мальчики. Еще вариант: для каждой из трех групп детей приготовить шапочки разных цветов или веночки разного цвета, тогда им нужно будет собраться в три круга, объединившись по цвету веночков или «собрать букет ромашек, букет васильков и пр.)
1 часть музыки. Дети-цветы гуляют по лугу, в соответствии со звучащей музыкой (легко, ритмично двигаются врассыпную, не мешая окружающим).
2 часть музыки. Легко бегут каждый в свой круг, берутся за руки и двигаются по кругу до окончания звучания 2 части музыки.
При повторении 1 части игра начинается сначала.
«ДАВАЙТЕ ТАНЦЕВАТЬ!» («Мишка с куклой пляшут полечку» польск. н. м.)
Дети стоят в кругу, в центре водящий, который начнет танец.
1 часть. Водящий ритмично подходит к любому ребенку, на окончание фразы протягивает ладошки, тот кладет сверху свои. Водящий спиной отходит обратно в центр круга и ведет за собой партнера.
2 часть. Пара в центре танцует. Можно использовать любые движения по желанию детей, можно определить фиксированные, например:
три хлопка по своим коленям, три хлопка по ладошкам партнера, покружиться «лодочкой» и повторить всю комбинацию.
Снова звучит 1 часть музыки, и уже двое детей идут приглашать новых партнеров. Повторяются движения 2 части. Игра продолжается до тех пор, пока все не будут вовлечены в танец.
Игра-танец «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА» (за основу взята португальская игра «Танец с хлопками» из пособия А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры»)
Дети встают парами по кругу. Им предлагается отправиться на веселую прогулку с друзьями.
1 часть. Дети бодро и весело шагают в парах по кругу, сцепленные руки свободно помахивают, вторая рука на поясе.
2 часть. Поворачиваются друг к другу лицом и выполняют хлопки в парах:
2 хлопка перед собой – «ладушки» - 2 шлепка по коленям (чуть приседая);
2 хлопка перед собой – 2 хлопка по ладошкам партнера – «стеночка».
Вся эта комбинация повторяется два раза.
Повторяется 1 часть музыки, дети снова идут по кругу, но то, кто стоит в внешнем кругу, переходит к новому партнеру – вперед по линии танца.
Движения 2 части повторяются.
Еще раз повторяется танец, и снова с другим партнером.
В четвертый раз, на 1 часть музыки дети образуют круг, двигаются, взявшись за руки в хороводе.
2 часть. Поворачиваются лицом в центр и выполняют хлопки:
2 хлопка перед собой – «ладушки» - 2 шлепка по коленям (чуть приседая);
2 хлопка перед собой – 2 хлопка по ладошкам рядом стоящих партнеров – в стороны.
Снова движения 2 части повторяются.
В заключении дети приветственно машут друг другу, выполняя «пружинку».
Спасибо за внимание!