Анна Молчанова
Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла
Методические рекомендации
Речевое развитие детей 5 -6 лет
(взаимодействие логопеда и воспитателя)
Автор - составитель: учитель – логопед
Молчанова Анна Владимировна
г. Вуктыл.,
2017 – 2018гг.
Введение
Публикация «Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет, Взаимодействие логопеда и воспитателя» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.
Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:
Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:
• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.
• Формирование и развитие словарного запаса.
• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.
• Формирование познавательного интереса, любознательности.
• Развитие связной речи.
• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.
• Формирование учебных знаний, умений и навыков.
Работа учителя - логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:
• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей. Например:
• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;
• развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;
В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя - логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.
1. Речевое развитие детей (5-6 лет)
в старшей группе
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.
Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Рекомендации по формированию правильного произношения.
Подражание звукам
• Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».
• Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».
• Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».
• Как пищит комарик? «з-з-з-з».
• Как шумит водичка? «с-с-с-с».
Звуковой анализ слова:
• Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Лучше давать этот материал в форме шуток - чистоговорок, т. к. рифма и ритм облегчают произношение и запоминание звуков.
• От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях (начало слова, середина, конец, сочетание с другими согласными). Дидактическим материалом служит набор картинок на этот звук. Картинки лежат на столе, изображением вниз, ребёнок берёт любую называет её и составляет с этим словом предложение.
• Для дальнейшего закрепления звуков в речи можно предложить использование пересказов специально составленных текстов и речевых игр.
Обучение звуковому анализу
Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова; фишек.
Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове рак звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак, а в слове дом, чтобы выделить звук [д], нужно произнести его громче всех звуков (Дом).
Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе образца, данного воспитателем. Поэтому важно, чтобы воспитатель сам овладел этим умением.
При обучении детей нужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, независимо от места нахождения его в слове, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова. Например: ссани, массло, носс или Кот, муКа, луК.
Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок должен переключить внимание со смысловой стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет самостоятельно интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют звуки обощенно (эл, эм, эн и т. д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове.
Например, воспитатель выставляет игрушки : машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.
Воспитатель : Послушайте, как я назову эту игрушку - ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?
Ребё нок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)
Воспитатель : Какой звук я произнесла дольше других?
Ребё нок: м (произносит без призвука гласного)
Воспитатель : А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка. Скажите слово также – маТрёшка
Ребё нок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)
Воспитатель : Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?
Ребё нок: Т (звук называется без призвука гласного).
И так со всеми игрушками.
С первых же занятий воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово», «звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.
Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ словпроводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема». Воспитатель говорит,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право, или же проговаривать данный материал устно.
Обучение умению вычленять словесное ударение
Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо произносить слово, чтобы найти в нём ударение.
Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?
Воспитатель предлагает проанализировать слово шуба.
Воспитатель : Назовите гласные звуки этого слова.
Дети: у, а.
Воспитатель : Послушайте, как я произнесу слово шууба. Какой звук я произнесла протяжно?
Дети: Звук [ у ]
Воспитатель : Теперь послушайте, какой звук я выделю голосом:шубаа? Дети: Звук [ а ]
Воспитатель : А как правильно говорить – шууба или шубаа?
Дети: Шууба.
Воспитатель : Попробуйте сказать слово так как я – шууба. А теперь попробуйте сказать – шубаа. Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте – шууба. Какой в этом слове ударный звук?
Дети: У.
Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно происходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова – шуу-баа. Такое произнесение слова исключает правильное вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что в слове получается столько ударений, сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова только целиком, выделяя ударный звук.
Мелкая моторика рук:
Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.
Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.
Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.
Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
Обогащение словарного запаса:
Животные и их детеныши, обращая внимание детей на то, какие животные бывают? (Домашние и дикие, где они обитают, чем они питаются? и т. д)
Предложите детям поиграть игру «Профессии», кем работают их родители, кем они сами хотели бы стать, когда вырастут?
«Овощи и фрукты»
«Дни недели и время суток»
«Мебель» и т. д….
Играем и развиваем грамматический строй речи
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
Из чего сделано? (С мячом.) Воспитатель, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».