Папки-передвижки

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет

Елена Березина
Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся очень заметными.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, развитие у ребенка умений осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

Публикация «Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет» размещена в разделах

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению, продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На пятом году жизни наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует обучать детей правильно изменять трудные для них слова, на этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Так же предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше, однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, его используют в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами, воспитатель добивается от детей четкости и внятности

произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно.

В средней группе формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже.

Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

Слушая или пересказывая сказку, дети интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам, навыки употребления глаголов закрепляются в играх например «Мишка, сделай!» ( употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, положи, рисуй,).Для употребления глаголов создаются специальные ситуации («Вы хотите послушать сказку?», в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду?», в повседневном общении («Маша, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Поля хочет с тобой играть?»).

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Итоговая НОД по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР «Мягкие и твердые согласные» Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи компенсирующей направленности.

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование речи» "Развитие мелкой моторики у детей и ее влияние на формирование интеллекта и речи" Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по использованию русских народных сказок как средства развития речи детей Уважаемые педагоги и воспитатели! Представляю вам материал по использованию сказок В ООД с дошкольниками. Конечно, всем известна любовь.

Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет Окружающий мир является объектом познания для ребенка, а основной формой познавательной и игровой деятельности служит предметно – манипулятивная.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет
Опубликовано: 19 марта 2018 в 10:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Березина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД