Наталья Юхлимова
Организация игры ребенка. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей в дошкольном учреждении - серьёзное и трудное дело. От воспитателей требуется много знаний и умений, любви к детям, выдержки и терпения. Большую роль в воспитании ребенка-дошкольника следует отвести игре.
Игра имеет важное значение для ребёнка. Она является жизненной потребностью его и средством его развития.
В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребёнок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом, у него развивается сообразительность.
Публикация «Организация игры ребенка, Методические рекомендации для воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Общаясь с другими детьми в игре, ребёнок учится играть вместе, помогать или уступать товарищу, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь и приучается к организованности.
В игре ребёнок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества : настойчивость, выдержка.
Для того чтобы малыш умел играть и игра его своевременно усложнялась, в дошкольном учреждении необходимо создавать все условия для игры детей.
Прежде всего, должен быть организован правильный режим дня так, чтобы все физиологические потребности ребёнка были полностью удовлетворены, чтобы он хорошо и вовремя выспался, был накормлен, соответствующим образом одет и к моменту бодрствования был спокойным и жизнерадостным.
Для того, чтобы игра состоялась, необходима предметно-развивающая среда. Это пространство, которое имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, то есть внутреннюю.
Для игры детей в детском саду в каждой группе следует отвести просторное помещение, достаточное количество соответствующих возрасту и развитию пособий и игрушек с таким расчётом, чтобы все дети были заняты разнообразной игрой и не мешали друг другу.
Следует учитывать, что ребенок не абсолютно свободен и самостоятелен в игре. Его свобода и самостоятельность ограничены способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет. Полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее.
Как же нужно осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – детей – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Средствами воспитания могу стать личный пример, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека, как личность, может оказывать все что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенные же содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитуемого.
Важно выделить основные принципы организации игры.
Первый принцип заключается в том, что решая задачи формирования игровых способов деятельности, воспитатель выступает в играх, как руководитель, инициатор и организатор. При этом он, как правило, является непосредственным участником игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, когда ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь «превосходство умеющего интересно играть» партнера.
Второй принцип организации игры в том, что воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Взрослый как можно раньше должен ориентировать его на сверстника.
Отсюда следует третий принцип организации игры : на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.
Выявленные принципы организации игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволяет им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
Роль педагога ограничивается лишь созданием условий для активизации игры. Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Старшие дошкольники руководствуются внутренним замыслом при игре и могут самостоятельно организовать необходимую им игровую обстановку.
Формирование игровых умений происходит в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.
Особо эффективен метод комплексного руководства игрой при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Благодаря содержательной взаимосвязи всех компонентов комплексного метода руководства, с первых этапов игра организуется как самостоятельная деятельность детей, становится все более творческой и развивающейся.
Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.
Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе детского сада. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей, а также ощущал подконтрольность ситуации. Уверенность в своих силах позволяет педагогу вести наблюдения за ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого подхода.