Елена Тявина
Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет
Окружающий мир является объектом познания для ребенка, а основной формой познавательной и игровой деятельности служит предметно – манипулятивная игра. Развитие мышления ребенка 2-3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер.
Знания об окружающем мире, полученные таким образом, формируются в виде представлений, с одной стороны, и адекватных навыков – с другой.
Публикация «Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Когда ребенок выполняет определенные действия например : насыпает и высыпает, вкладывает и вынимает, открывает и закрывает, мы имеем пример такого рода активности. Исследовательская деятельность ребенка не имеет заранее осознанной цели. Для развития активности ребенка необходима постоянно изменяющаяся предметная среда.
Когда ребенок живет и растет дома, его окружают множество интересных предметов, среди которых больше всего привлекают вещи взрослых и сами взрослые. Ребенок имеет возможность обогащать свой опыт взаимодействия с реальным миром, который является общим для взрослых и детей.
В детском саду складывается совершенно другая ситуация, так как этот мирок специально создан взрослыми для детей. Предметная среда, которая окружает ребенка состоит из «детских» предметов, в основном это игрушки и книги. Практически все время ребенок проводит в группе или на участке для прогулок - катастрофическая бедность впечатлений, не правда ли? Вместе с тем многие малыши проводят здесь по 10 часов 5 дней в неделю. Поэтому очень важно для развития предметно- манипулятивной игры создать благоприятные условия в детском саду, так как интеллект и мышление детей третьего года жизни формируется именно в ней.
Автор книги, о развитии детей до 5 лет П. Лич, пишет : «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками и, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он - экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в научной работе независимость».
Для создания благоприятных условий для разворачивания предметно -манипулятивной игры нужно:
- обеспечить не только игрушками, но и разными предметами обихода из жизни взрослых, тем самым изменить и разнообразить предметную среду, которая окружает детей;
- предоставить возможность ребенку брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
- поощрять любознательность и самостоятельность детей;
- использовать в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество;
Каждый воспитатель так же является частью развивающей среды. Необходимо помнить следующее :
1. Каждый ребенок учиться в своем темпе.
2. Учить ребенка можно только имея с ним хороший личный контакт.
3. Максимум внимания необходимо уделять «слабым» детям. Новый материал с детьми нужно осваивать до прохождения его на общем занятии.
4. Поощрять стремление ребенка узнать и научиться новому.
5. Следует избегать отрицательных оценок самого ребенка а так же результатов его деятельности.
6. Никогда не сравнивать результаты работы ребенка с результатами других детей, только с собственными результатами
7. Каждому ребенку нужно дать возможность реализовать свое «хочу попробовать» и «я сам».
8. Не нужно навязывать детям помощь или отказывать в ней, помогать детям тогда, когда они просят вас об этом.
9. Не нужно отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Нельзя отвлекаться и тому, кто с ним занимается. Запомните: отвлекаясь, взрослые учат отвлекаться ребенка.
10. Для того чтобы развивалась речь ребенка, важно как можно чаще обращаться непосредственно к нему. Старайтесь во время разговора смотреть на ребенка, чтобы он видел ваше лицо и жесты. Все свои действия Сопровождайте речью.
Предметное окружение – часть развивающей среды.
Важно, какие предметы будут в распоряжении и окружении детей. Эти предметы должны быть по – разному устроены и требовать выполнения разнообразных ручных действий. В распоряжении детей должны быть иргушки различных форм и материалов.
Приведем основные действия, которыми дети должны овладеть к концу третьего года жизни.
- подбирать по форме крышки к баночкам; детали к прорезям в крышке ящика; раскладывать по разным коробкам разные детали (кубики, шарики и т. д.)
-подбирать по размеру (например одежду и посуду для кукол разной величины)
-подбирать предметы по цветам.
- подбирать парные картинки
-производить различные действия с предметами в соответствии с принципом их устройства:
1. звуковые игрушки
2. растягивать и сжимать (например гармошка); дуть –свистки; дуть, одновременно зажимая дырочки (дудки); трясти, ударять рукой- погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, молоток; ударять специальными палочками - металлофон, барабан, треугольник;
3. механические игрушки: тянуть за веревочку, катать на палочке.
4. игры с мячом.
5. ставить точки и рисовать линии.
6. застегивать и расстегивать различные виды замков, застежек.
7. включать и выключать различные виды выключателей и т. д.
В работе с детьми 2-3 лет очень нужно и важно стремиться использовать повседневные бытовые ситуации для развития мышления и речи детей.
Приведем несколько вариантов включения обучения в подобные ситуации.
Например:
- при приеме детей необходимо выйти ему на встречу и поприветствовать его.
- попросите рассказать ребенка во что он был вчера одет, во что играл.
- во время подготовки к обеду можно обратить внимание ребенка на то, что перед ним одна тарелка, одна ложка, один кусок хлеба и т. д, рассказать детям как называются блюда, из чего они приготовлены.
- во время одевания можно отметить, что у каждого ребенка есть одна шапочка, два ботинка (на левую и правую ногу, два носка, две варежки и т. д. Подробно обсудите что одето на ребенке (цвет, длинна, Обратите внимание детей на разные типы застежек (пуговицы, «молния», «липучка»).
- на прогулке можно собрать осенние листья и разложить на кучки по цвету и т. д.
Данная работа требует продуманного плана: воспитатель четко должен знать, в какое время и с кем из детей он должен поговорить, и какой раздел программы должен сегодня проработать. В конце хочется добавить, что важнейшим условием полноценного развития детей является общение с компетентными и заинтересованными взрослыми.