МААМ-картинки

Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»

Елисеева Наталья Александровна
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный характер. Оно определяется:

- целью (помощь родителям в формировании готовности к эффективному взаимодействию со своими детьми);

- содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и медицинских знаний);

Публикация «Методические рекомендации „Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ“» размещена в разделах

- методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия и пр.);

- профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники).

Реализация комплексного подхода к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющих недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Разнообразные формы и методы обучения в государственных образовательных учреждениях (в частности в дошкольном учреждении, далее ДОУ, работа с детьми, имеющими недостатки развития, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

К работе с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии, следует подходить с гуманистической позиции, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов ДОУ – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.

Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, внутрисемейной атмосферы, отношения родителей к своим детям, моделей воспитания в семье, психологического портрета родителей, а также определяется вероятность «прогноз» развития семьи : благоприятный или неблагоприятный.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих проблемы в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).

В процедуре изучения эмоционально-личностной сферы детей и их взаимоотношений с родителями применяют экспериментальные диагностические методики :

- методика «Фильм-тест» (Р. Жиль);

- методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд);

Далее рассмотрим методику «Два дома» подробнее.

Цель методики : изучение общения ребенка с членами своей семьи.

Описание методики : на горизонтально расположенном листе бумаги психолог рисует два дома. Слева – ровный красный дом, справа – неровный черный дом, со съехавшей крышей. Оба дома состоят из нескольких этажей и трех квартир на каждом этаже.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (указывает на красный дом, этот дом построен специально для тебя. Дом очень красивый и в нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». Психолог записывает его имя в клетку, которую указал ребенок. Далее спрашивает ребенка о том, кто будет жить вместе с ним («А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом!»). Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и спрашивает, кто этот человек.

Когда ребенок поселит всех, психолог замечает : «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому то жить. Кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный и плохой» запрещено.

Оценка результатов: в первую очередь обращают внимание на то, всех ли членов семьи ребенок размещает в «своем» доме. Если он кого-то «забывает» или переселяет в «плохой» дом, то это свидетельствует о неоднозначном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом оценивают быстроту ответа. Если в семье гармоничные отношения и ребенок любим, то он располагает в «своем» домике всех близких.

- рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», кинетический рисунок семьи;

- методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева).

Экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей может включать следующий диагностический инструментарий:

- анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

- социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

- тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э. Г. Эйдемиллер);

- методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева).

Психологическое заключение содержит рекомендации психокоррекционных занятий у психолога образовательного учреждения. Родителям могут рекомендовать пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий.

Второй этап – установление между педагогами ДОУ и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Важно заинтересовать родителей работой, которая предполагается с ними проводиться, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им специальных знаний.

Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

К организационным формам, которые используют в ДОУ для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников, относят: коллективные, индивидуальные формы и наглядную стендовую информацию.

Коллективные формы работы с семьями :

1) Родительские собрания: родителям говорят о целях и задачах, стоящих перед специалистами учреждения, по развитию и коррекции нарушенных функций у детей. Им объясняют, что успешность этого процесса обеспечивают семья и ДОУ, разделяя ответственность за развитие детей между собой.

2) Дни открытых дверей: возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.

3) Открытые занятия для родителей: организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей, методикой обучения, требованиями педагогов и специалистов.

4) Клубная работа: привлечение родителей к взаимодействию с учреждением и их обучение навыкам коррекционной работы с детьми.

5) Родительский лекторий: форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Лучший лектор – сам педагог. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.

6) Конференция: форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в году, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

7) Вечер вопросов и ответов: проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. Приглашаются специалисты.

8) Педагогическая дискуссия (диспут) : форма повышения педагогической культуры. Позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Готовиться нужно заранее, познакомиться с темой, основными вопросами, литературой. Необходимо ввести спор, выслушать все выступления, сделать вывод. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного воспитания (например, «Инклюзия – за и против»).

9) Организация дней рождений, участие в проведении детских праздников и досуговых мероприятий: участие родителей наполняет этот процесс атмосферой домашнего уюта и родительского тепла.

Индивидуальные формы работы с семьями :

1) Индивидуальные беседы и консультации специалистов: основную нагрузку несет психолог, подобные мероприятия позволяют найти ответы специалиста на волнующие всех вопросы.

2) Выполнение домашних заданий с детьми: родители привлекаются к участию в коррекционно-развивающем процессе.

3) Открытые индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: способствуют повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

Формы наглядной информации:

1) Информационные стенды для родителей: для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы.

2) Тематические стенды для родителей: информация об особенностях психического развития детей.

3) «Настольная» информация. Силами педагогического коллектива и под руководством психолога могут создаваться рукописные журналы.

4) Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей : родителям демонстрируют успехи детей, а также показывается как, даже при тяжелом недуге ребенка, можно развивать у него творческие способности.

Таким образом, существует большое количество методик, как психологических, так и педагогических, позволяющих выявить в процессе комплексного обследования специфику личностных и межличностных нарушений в отношениях между членами семьи. Это дает нам возможность определить систему коррекционных видов помощи семье.

Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет :

- привлечь родителей к взаимодействию со специалистами; сформировать у них мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке и путях его развития;

- повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, сообщить им информацию о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен специального дошкольного учреждения;

- вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 20:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елисеева Наталья Александровна (УИ 1172677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД