Елисеева Наталья Александровна
Методические рекомендации «Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, носит комплексный характер. Оно определяется:
- целью (помощь родителям в формировании готовности к эффективному взаимодействию со своими детьми);
- содержанием (состоящим на внедрении педагогических, психологических и медицинских знаний);
Публикация «Методические рекомендации „Психолого-педагогическая и психокоррекционная помощь семьям в воспитании детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- методами коррекции (обучающие игры, анализ ситуаций, арттерапия и пр.);
- профессиональным составом специалистов, привлекаемых к работе (педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники).
Реализация комплексного подхода к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющих недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Разнообразные формы и методы обучения в государственных образовательных учреждениях (в частности в дошкольном учреждении, далее ДОУ, работа с детьми, имеющими недостатки развития, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
К работе с семьей, имеющей ребенка с проблемами в развитии, следует подходить с гуманистической позиции, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов ДОУ – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.
Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, внутрисемейной атмосферы, отношения родителей к своим детям, моделей воспитания в семье, психологического портрета родителей, а также определяется вероятность «прогноз» развития семьи : благоприятный или неблагоприятный.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих проблемы в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф).
В процедуре изучения эмоционально-личностной сферы детей и их взаимоотношений с родителями применяют экспериментальные диагностические методики :
- методика «Фильм-тест» (Р. Жиль);
- методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд);
Далее рассмотрим методику «Два дома» подробнее.
Цель методики : изучение общения ребенка с членами своей семьи.
Описание методики : на горизонтально расположенном листе бумаги психолог рисует два дома. Слева – ровный красный дом, справа – неровный черный дом, со съехавшей крышей. Оба дома состоят из нескольких этажей и трех квартир на каждом этаже.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (указывает на красный дом, этот дом построен специально для тебя. Дом очень красивый и в нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». Психолог записывает его имя в клетку, которую указал ребенок. Далее спрашивает ребенка о том, кто будет жить вместе с ним («А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом!»). Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и спрашивает, кто этот человек.
Когда ребенок поселит всех, психолог замечает : «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому то жить. Кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный и плохой» запрещено.
Оценка результатов: в первую очередь обращают внимание на то, всех ли членов семьи ребенок размещает в «своем» доме. Если он кого-то «забывает» или переселяет в «плохой» дом, то это свидетельствует о неоднозначном или негативном отношении ребенка к этому члену семьи. При этом оценивают быстроту ответа. Если в семье гармоничные отношения и ребенок любим, то он располагает в «своем» домике всех близких.
- рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», кинетический рисунок семьи;
- методика «Лесенка для детей» (В. В. Ткачева).
Экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей может включать следующий диагностический инструментарий:
- анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);
- социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);
- тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ (Э. Г. Эйдемиллер);
- методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева).
Психологическое заключение содержит рекомендации психокоррекционных занятий у психолога образовательного учреждения. Родителям могут рекомендовать пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий.
Второй этап – установление между педагогами ДОУ и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Важно заинтересовать родителей работой, которая предполагается с ними проводиться, сформировать у них положительный образ ребенка.
Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им специальных знаний.
Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
К организационным формам, которые используют в ДОУ для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников, относят: коллективные, индивидуальные формы и наглядную стендовую информацию.
Коллективные формы работы с семьями :
1) Родительские собрания: родителям говорят о целях и задачах, стоящих перед специалистами учреждения, по развитию и коррекции нарушенных функций у детей. Им объясняют, что успешность этого процесса обеспечивают семья и ДОУ, разделяя ответственность за развитие детей между собой.
2) Дни открытых дверей: возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.
3) Открытые занятия для родителей: организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей, методикой обучения, требованиями педагогов и специалистов.
4) Клубная работа: привлечение родителей к взаимодействию с учреждением и их обучение навыкам коррекционной работы с детьми.
5) Родительский лекторий: форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, помогающая вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Лучший лектор – сам педагог. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.
6) Конференция: форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в году, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.
7) Вечер вопросов и ответов: проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. Приглашаются специалисты.
8) Педагогическая дискуссия (диспут) : форма повышения педагогической культуры. Позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем. Готовиться нужно заранее, познакомиться с темой, основными вопросами, литературой. Необходимо ввести спор, выслушать все выступления, сделать вывод. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного воспитания (например, «Инклюзия – за и против»).
9) Организация дней рождений, участие в проведении детских праздников и досуговых мероприятий: участие родителей наполняет этот процесс атмосферой домашнего уюта и родительского тепла.
Индивидуальные формы работы с семьями :
1) Индивидуальные беседы и консультации специалистов: основную нагрузку несет психолог, подобные мероприятия позволяют найти ответы специалиста на волнующие всех вопросы.
2) Выполнение домашних заданий с детьми: родители привлекаются к участию в коррекционно-развивающем процессе.
3) Открытые индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: способствуют повышению психолого-педагогической грамотности родителей.
Формы наглядной информации:
1) Информационные стенды для родителей: для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы.
2) Тематические стенды для родителей: информация об особенностях психического развития детей.
3) «Настольная» информация. Силами педагогического коллектива и под руководством психолога могут создаваться рукописные журналы.
4) Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей : родителям демонстрируют успехи детей, а также показывается как, даже при тяжелом недуге ребенка, можно развивать у него творческие способности.
Таким образом, существует большое количество методик, как психологических, так и педагогических, позволяющих выявить в процессе комплексного обследования специфику личностных и межличностных нарушений в отношениях между членами семьи. Это дает нам возможность определить систему коррекционных видов помощи семье.
Сочетание всех форм организационной работы с семьями воспитанников ДОУ позволяет :
- привлечь родителей к взаимодействию со специалистами; сформировать у них мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами с целью получения наиболее полной информации о ребенке и путях его развития;
- повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, сообщить им информацию о том, как заниматься с ребенком дома и как его развивать вне стен специального дошкольного учреждения;
- вовлечь родителей в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.