Екатерина Дорофеева
Методические рекомендации по тематическому планированию в первой младшей группе «Правила безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста как никто нуждаются в безопасности. Развивать инстинкт самосохранения, учить предвидеть опасности – задача педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.
Публикация «Методические рекомендации по тематическому планированию в первой младшей группе „Правила безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому ДОУ стоит перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям : предвидеть, научить, уберечь.
Нами разработан тематический план, в нём представлены правила безопасности, которые встречаются детям в дошкольном учреждении. Данная разработка поможет воспитателям в развитии у детей младшего дошкольного возраста нравственных чувств, в формирование дальнейших представлений детей о правилах поведения в детском саду, на занятиях и на прогулке.
Программное содержание:
1. Формирование дальнейших представлений детей о правилах дорожного движения, видах транспорта, спец. транспорте («Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полицейская машина» и др., о проезжей части дороги, тротуаре, обочине.
2. Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; формировать умение осторожно обращаться с огнём; воспитывать в детях уважение к профессии пожарных.
3. Расширение представлений детей о правилах поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с родителями, не брать угощения у незнакомцев, сообщать воспитателю о появлении незнакомца)
4. Формировать представление о понятии здоровья и ЗОЖ, о режиме дня.
5. Продолжать формировать представление детей о безопасном поведении в окружающем мире.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: Оформление уголка безопасности «Осторожность зимой», атрибутов для сюж. - ролевых игр, демонстративный материал.
Литература: сказки: С. Я Маршак «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят»,
Фольклор: загадки об электрических приборах, песенки - потешки
Русская литература: «Жил на свете слоненок» Цыферов, «Кошкин дом», Волынский, «Пожар» С. Маршак, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Е. Казаков «Чик-чик ножницами»
CD библиотека: "Фиксики", "Азбука безопасности", "Мудрая сова", "Аркадий Паровозов"
онедельник
Игровая ситуация «Расскажем Степашке о правилах поведения в группе»
Цель: закрепить знания о своей группе, развивать умение ориентироваться в групповом пространстве, чувство безопасности и самосохранения; обогащать представление о доступном предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования; воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в группе.
ООД Музыкальное занятие. По дороге в музыкальный зал соблюдать правила безопасного поведения на лестнице и в коридоре детского сада. В муз. зале соблюдать правила игр и слушать муз. руководителя.
Пед. ситуация: «Поможем младшему воспитателю накрыть на стол»
Цель: учить действию с реальными бытовыми предметами, учить сервировке столов.
Инд. поручения: «Мы соблюдаем порядок в группе»
Цель: приучать детей убирать игрушки на свои места.
Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»
Цели: учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать.
Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
Вторник
Беседа «Малышам об огне» Цель: продолжать формировать знания о безопасности.
Чтение сказки «Малыш и огонь»
Цель: формировать умение детей слушать произведение до конца, сопереживать героям, делать выводы о прочтенном произведении.
Сюжетно-ролевая игра «Как Маша и медведь устроили пожар в лесу»
Цель: продолжать формировать знания детей по пожарной безопасности; помочь детям закрепить правила : Детям нельзя брать спички (зажигалки) и играть ими в лесу.
Подвижная игра «Топаем, хлопаем»
Цель: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре.
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают,
Если неправильно – топают.
Воспитатель: Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
ООД Физкультурное занятие «Опасные предметы»
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр; закреплять знания о том, какими предметами безопасно пользоваться на физкультуре.
Среда
Беседа «Книга Здоровья»
Цель: познакомить детей с «Книгой Здоровья», с основными понятиями здорового образа жизни, формировать предпосылки к здоровому образу жизни.
Игровая ситуация «Степашкин режим дня»
Цель: познакомить детей с понятием режим дня; формировать предпосылки к здоровому образу жизни.
Д/и «Оденем Степашку на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Рассматривание иллюстраций к произведениям:
"Доктор Айболит", "Бегемот, который боялся прививок", "Сказка о здоровье"
Просмотр обучающей мультипликации "Азбука безопасности"
Четверг
Подвижная игра «Светофор»
Цель: закреплять умения детей действовать по сигналу; продолжать знакомить с обозначениями сигналов светофора.
ООД по развитию речи. Рассматривание картинок по безопасности поведения на дороге. Отгадывание загадок про транспорт.
Цель: расширять знания детей, обогащать словарный запас детей, учить составлять ответ на вопросам воспитателя.
Игры на прогулке: «Воробушки и автомобиль», «Самолёты».
Дид. игра «Виды транспорта»
Цель: закрепить знания видов транспорта, повторить правила поведения на дороге.
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем!»
Цель: закреплять навыки совместной игры; повторить правила поведения в общественном транспорте.
Пятница
Настольные игры: «Что лишнее», «Чудесный мешочек»
"Сигналы опасности в природе" (приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, звук)
Дид. игра «Правила поведения на улице»
ООД Интегрированное занятие на тему: «Безопасность в бассейне»
Задачи:
Предупредить возможные опасные ситуации для детей.
Побуждать выполнять правила поведения на воде.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.
Формировать умение отвечать на вопросы, способность к диалогической речи.
Материал:
1. Плакаты с изображением опасных ситуаций, иллюстрации к загадкам.
2. Пластмассовые кольца, веревки, мишка.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, кто это изображен на картинке? – спасатель. Он быстро придёт и спасает тех, кто попал в беду. А попасть в беду может тот, кто не соблюдает правила безопасности. Мы с вами сегодня узнаем, какие правила безопасности надо соблюдать, когда вы плаваете в бассейне.
Посмотрите на картинку, я вижу, там кто-то попал в беду, что же там произошло?
Любят детки на волнах
Плыть на надувных кругах.
Или на цветных матрасах
Нравится им покататься.
Только правило одно
Никогда не забывай!
На матрасах и кругах,
Далеко не заплывай!
Ребята, первое правило, без инструктора в воду заходить нельзя! Даже если вы надели надувной круг или жилет. Надувной круг может лопнуть или в нем может появиться дырочка, через которую будет выходить воздух, и круг сдуется, и не будет держать вас на воде. Это опасно, можно уйти под воду.
(Воспитатель объясняет, что изображено на картинке и задает детям вопросы о том, что можно делать, а что нельзя.)
- А сейчас мы поиграем в игру «Помоги мишке».
(Кладет две веревки на пол, между ними игрушку Мишку. Читает отрывок стихотворения З. Александровой «Мой мишка»)
Мишка топал, баловался –
Легкий мостик зашатался.
По воде идут круги…
- Шарик, Шарик, помоги!
Ребята, вот Мишка упал в речку. Как мы можем помочь ему? Вытащить из реки. А еще можем бросить надувной круг, чтобы Мишка держался за него и не тонул. Вот это колечко будет кругом, надо бросить колечко и постараться попасть поближе к Мишке.
(Дети по очереди бросают кольцо в цель)
Молодцы!
- Ребята, а теперь отгадайте загадки:
В синем море буква О
Не дает упасть на дно. (Спасательный круг)
Его я надеваю,
Не глядя на жару.
А если что случится
Со мною на воде,
То этот верный друг,
Спасёт меня везде! (Спасательный жилет)
Жилет, как и круг, помогает тем, кто не умеет плавать, а оказался в воде.
– А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя», и я посмотрю, как вы запомнили правила безопасности на воде.
В бассейне плавать можно? (Да)
А без инструктора плавать можно (нет)
Можно плавать на надувном круге (Да)
В жилете плавать можно (Да)
А заплывать на глубину можно (нет)
Воспитатель:
Вот теперь я спокойна, Вы, молодцы, запомнили правила безопасного поведения в бассейне и будите их соблюдать!
Список используемых источников:
1. Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. «Школа здорового человека» Сфера, 2010
2. Т. В. Пятница «Рабочая тетрадь логопеда» : загадки, рифмовки, скороговорки / Феникс,2010
3. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
4. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/didakticheskie-igryi-po-obzh-v-sredney-gruppe.html
5. https://infourok.ru/beseda-na-temu-bezopasnost-na-vode-mladshaya-gruppa-1972203.html