Валентина Взорова
Методические рекомендации по созданию и использованию лэпбука с дидактическими играми и упражнениями по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по созданию и использованию лэпбука с дидактическими играми и упражнениями по развитию речи у детей раннего возраста.
Цель:
Развитие звуковой и интонационной культуры речи
Задачи:
- Актуализировать словарь, звукоподражание;
- Развивать умение правильно называть домашних животных;
- Расширять пассивный словарь существительных – названия детёнышей домашних животных;
- Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание;
- Формировать умение пользоваться высотой голоса;
Публикация «Методические рекомендации по созданию и использованию лэпбука с дидактическими играми и упражнениями по развитию речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия животные.
Использована наиболее распространенная форма лэпбука в виде книжки из 3 складывающихся частей, из которых центральная часть – самая большая, а боковые части складываются, закрывая центральную часть. Плотный материал основы лэпбука позволяет использовать его в работе с детьми за столом, когда он находится в горизонтальном положении, а также разместить его в уголке дидактических игр «стоя», в вертикальном положении.
Для оформления лэпбука были использованы следующие материалы: картон, акриловые краски, фетр разной толщины, картон, бумага, клей, липкая лента, двусторонний скотч, фонарик.
В качестве основы для лэпбука была использована картонная коробка и из нее была выполнена основная деталь, размером 61 см на 41 см. Далее основа была покрыта акриловой краской, на которую был наклеен самоклеющийся фетр. Фетр был задекорирован рисунками соответствующей тематики акриловой краской. В работе над основой лэпбука использовались четыре основных цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый) в соответствии с возрастом детей.
Всего в состав лэпбука вошло 4 дидактических игр и 1 упражнение. Выбор данных игр был обусловлен целью развития звуковой и интонационной культуры речи.
Содержание внешней стороны лэпбука направлено на развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания; формирование умения пользоваться высотой голоса.
На внешней стороне лэпбука размещается дидактическое упражнение на «поддувание» «Помоги мышкам сбежать от кошки». С обратной стороны размещается дидактическая игра «Громче-тише».
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
С внутренней стороны лэпбук состоит из дидактических игр с фонариком, направленных на развитие умения правильно называть домашних животных и их детёнышей, на звукоподражание.
На центральной части лэпбука размещается фонарик. Ниже размещается дидактическая игра «Кто что ест». На боковой правой части размещается дидактическая игра «Соедини животное и его детёныша». На левой стороне размещается дидактическая игра «Кто спрятался в домике?».
Дидактическое упражнение на «поддувание» «Помоги мышкам сбежать от кошки».
Дидактическая задача: Формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха. Игровая задача: Подуй на мышек. Игровые действия: Ребёнок дует на мышек, не надувая щеки, не напрягаясь, легко и спокойно.
Дидактическая игра «Громче- тише»
Дидактическая задача: Формировать умение пользоваться высотой голоса. Игровая задача: Произнеси, как говорит животное (громко) и как говорит его детёныш (тише).Игровые действия: Ребёнок должен прикрепить животных к их детёнышам и произнести, как говорит животное, а как детёныш, уменьшая высоту голоса. Правила игры: Животные должны соответствовать своим детёнышам. Итог игры: Выигрывает тот, кто правильно прикрепит всех животных и произнесёт их звуки.
Дидактическая игра с фонариком «Кто спрятался в домике?»
Дидактическая задача: Развивать умение правильно называть домашних животных;способствовать появлению в словаре детей обобщающего понятия животные; актуализировать словарь, звукоподражаниеИгровая задача: С помощью фонарика определить «кто спрятался в домике», правильно назвав животное и сказав какой звук оно издаёт. Игровые действия: Включить фонарик. Карточки с изображением домиков положить на фонарик. Правила игры: Животное, спрятанное в домике должно соответствовать ответу ребёнка. Итог игры: Выигрывает тот, кто правильно назовёт всех животных.
Дидактическая игра с фонариком «Соедини животное и его детёныша»
Дидактическая задача: Расширять пассивный словарь существительных – названия детёнышей домашних животных. Игровая задача: С помощью фонарика соединить животное с его детёнышем, назвав их. Игровые действия: Включить фонарик. Карточки с изображением домиков положить на фонарик. Правила игры: Животные должны соответствовать своим детёнышам. Итог игры: Выигрывает тот, кто правильно соотнесёт животных и детёнышей, назвав их.
Дидактическая игра с фонариком «Кто что ест»
Дидактическая задача: Развивать умение правильно называть домашних животных;Игровая задача: С помощью фонарика определить какое животное что ест. Игровые действия: Включить фонарик. Карточки с изображением домиков положить на фонарик. Правила игры: Животное, спрятанное в домике должно соответствовать ответу ребёнка. Итог игры: Выигрывает тот, кто правильно подберёт одежду в соответствии со временем года.
Представленное пособие предназначено для использования в совместной и индивидуальной работе с детьми с целью развития звуковой и интонационной культуры речи.
Данное пособие несет в себе познавательную и развивающую функции, способствует систематизации полученных знаний, облегчает и ускоряет процесс запоминания. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: он информативен, полифункционален, пригоден к использованию одновременно группой ребят, обладает дидактическими свойствами, вариативен, его структура и содержание доступны возрасту, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.