Марина Щенникова
Рекомендации по сохранению, укреплению, развитию физического здоровья учащихся посредством инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования доказывают, что проблема здоровья подрастающего поколения выходят за границы здравоохранения. Ранее ухудшение здоровья детей в школьные годы рассматривалось, как результат неблагоприятного воздействия только социально-экономического и экологического факторов. Сейчас поднимается проблема отрицательного влияния на здоровье школьников педагогических факторов - многочисленные данные различных регионов страны выявили реально существующие тенденции к ухудшению здоровья, физического состояния детей в процессе обучения [1].
Публикация «Рекомендации по сохранению, укреплению, развитию физического здоровья учащихся посредством инновационных технологий» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Интенсификация умственного труда в эпоху научно-технического прогресса сопровождается большим нервно-эмоциональным напряжением, как правило, связанным с необходимостью переработки большого количества информации в условиях дефицита времени. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности.
Физические упражнения различного уровня сложности позволяют в значительной степени снять отмеченные отрицательные сдвиги в физиологических системах организма и повысить работоспособность обучающегося, активно способствуют восстановлению его утраченных функций. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма. [2].
В работе по сохранению здоровья учащихся педагоги стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести наибольшую пользу ребенку. Но тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, инновационными передовыми технологиями. Практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением. Элементы суставной гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для снятия мышечного утомления, коррегирующей гимнастики, упражнений йоги и т. д. – все эти виды упражнений относятся к инновационным технологиям, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию физического здоровья.
Йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и очень быстро приобрела популярность. Так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все, независимо от возраста и от степени физической подготовленности.
Настоящие методические рекомендации помогут учителям физкультуры, тренерам преподавателям, ученикам и их родителям использовать упражнения йоги для сохранения, укрепления и развития физического здоровья учащихся.
Роль упражнений йоги на физическое здоровье человека.
Йога — это древнейшее учение, которое было создано для оздоровления и укрепления тела, приобретения душевного спокойствия и внутренней гармонии. Сейчас же польза йоги заключается в физическом развитии, укрепление практически всех мышц, даже самых глубоких, за счет комбинирования мышечного напряжения и расслабления.
Выполняя йоговские позы (асаны - означает устойчивое и удобное положение, человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа («тренированное тело способствует тренировке ума»). [3]
В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения. При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека
Упражнения в положении стоя являются фундаментом всех остальных асан. Они укрепляют тело, увеличивают жизненную силу и физическую выносливость, улучшают кровообращение, тонизируют, снимают нервное напряжение. Наклоны вперед восстанавливают, снимают усталость, успокаивают нервную систему. Скручивания оживляют позвоночник, тонизируют внутренние органы, устраняют вялость, омолаживают. Прогибы назад помогают бороться с сутулостью.
Правильное выполнение восстанавливающих поз не требует особых усилий, но вместе с тем они оказывают невероятно благоприятное воздействие. В основном это простые, легкие позы, которые может выполнить любой из пришедших на занятия. Все упражнения йоги включают себя статические, динамические упражнения и брюшное дыхание.
Статические упражнения (изометрические) — это упражнения, в которых, во время выполнения мышцы не сокращаются, движение отсутствует, но мышца напрягается, их длина остается неизменной, но в тоже время происходит максимальное увеличение силы каждого волокна, а рост объема самих мышц практически не наблюдается. Таким образом, вырабатывается сила, выносливость, гибкость. Статические упражнения увеличивают подвижность и гибкость позвоночника, корректируют позвоночник, повышают интенсивность обменных процессов, особенно в области позвоночника, укрепляют мышечный корсет и мышцы нижних конечностей, улучшают крово- и лимфообращение, воздействуют на внутренние органы и различные системы организма, стимулируют и оздоравливают их.
Динамические упражнения - упражнения, при которых мышцы сокращаются (приводятся в действие, а тело может двигаться. Роль динамических упражнений, под которыми понимают работу мышц связанную с увеличением и уменьшением их длины, в йоге несколько меньше, но пренебрегать ими не следует, так как, они эффективно влияют на дыхательную и на сердечно-сосудистую систему, развивается опорно-двигательный аппарат, улучшается работа суставов, происходит общее укрепление организма.
Таким образом, сочетание статических и динамических упражнений ведет к наиболее гармоничному развитию тела, укреплению всего организма в целом, как мышц, так и внутренних органов, делает тело сильным, выносливым.
Брюшное дыхание - (его ещё называют диафрагменным или нижним) это вид глубокого дыхания. Прежде всего, необходимо определить правильно ли вы дышите, для этого лягте спиной на ровную твердую поверхность, немного согнув ноги в коленных суставах, одна рука лежит на животе, чуть ниже пупка, вторая - вдоль тела, повернутая ладонью вверх. Как и всякое дыхательное упражнение, брюшное дыхание начинают с полного выдоха. Затем надо медленно вдохнуть, опуская диафрагму. Брюшной пресс при этом выпячивается, а нижняя часть лёгких наполняется воздухом. При выдохе живот втягивают вовнутрь, вытесняя воздух из лёгких. Необходимо дышать через нос, это связано с тем, что носовые проходы наполнены нервными окончаниями, связанными со спинным мозгом, управляющего работой внутренних органов человека.
Таким образом, используя упражнения йоги на уроках физкультуры, спортивных занятиях, тренировках, мы сможем сохранить, укрепить и развить физическое здоровье учащихся. Изучив и проанализировать научно-методическую литературу о влиянии упражнений йоги на психическое и физическое состояние человека, я выявила упражнения йоги способствующие здоровьесбережению, укреплению и развитию физического здоровья учащихся.
1. Позы стоя, с опорой на две ноги.
1.1. Уттанасана - «Ут» - интенсивность, «тан» - натягивать.
И. п. – ноги – вместе, ступни касаются друг друга, бедра, ягодицы и колени напряжены. Спина ровная. Руки поднять вверх, вытягивая все тело.
1- Наклоните корпус вперед. Ладони поставьте на пол по бокам от стоп.
2 - поднять корпус перпендикулярно ногам под прямым углом.
3- Сделайте несколько вдохов и выдохов.
4 - На выдохе опустить голову к коленям и зафиксируйте положение настолько, насколько это возможно. Оптимально – 40-60 секунд. Вдохните, вернитесь в исходное положение.
Метод. указания:для начала можно касаться пола кончиками пальцев; ноги должны быть прямыми, не сгибайте колени; грудь и шея должна быть расслабленными.
Оздоровительный эффект : Это упражнение растягивает позвоночный столб, .поможет избавиться от болей в животе, улучшает функционирование селезенки, почек, печени, уменьшает менструальные боли. Асана полезна для легко возбудимых людей, так как она успокаивает клетки головного мозга, избавит от различного рода умственных депрессий.
1.2. Адхо Мукха Шванасана- «Ахо» - низ, «мукха» - лицо, «швана» - собака - Собака мордой вниз.
1. И. П. – Уттанасана (наклон вперед из положения стоя).
2. Опустить ладони на пол (если растяжки не хватает можно при этом согнуть ноги в коленях).
3. Сделать шаг на назад одной, затем другой ногой. Стопы параллельно друг другу, пальцы ног слегка вовнутрь, пятки к полу. Ладони плотно прижаты к полу. Руки и спина должны быть на одной линии.
4 – Вытянуться от ладоней до копчика, шея расслаблена, голова внизу. Держать позу несколько дыханий.
Оздоровительный эффект : Эта поза развивает гибкость позвоночника и вытягивает заднюю поверхность ног. При выполнении этой позы укрепляются мышцы ног. При удержании этой позы больше крови приливает к клеткам головного мозга.
1.3. Вирабхадрасана I -«Вирабхадра» - Поза Воина– 1.
И. п. – собака мордой вниз.
1. Развернуть левую стопу на 45 градусов. 3. Шаг правой ногой вперед, - выпад, правая пятка должна быть на линии середины левой стопы. Держать правое бедро параллельно полу, правую голень перпендикулярно полу. Поднять туловище и руки вверх, ладони соединить. Стараться плотно прижать к полу всю левую стопу.
2. Вытянуться всем туловищем вверх, вес тела равномерно распределять между обеими ногам. Удерживать позу 30 – 60 секунд.
Оздоровительный эффект : Эта поза укрепляет бедра и колени, растягивает лодыжки, раскрывает плечевые суставы и создает подвижность в области лопаток. Грудная клетка расширятся, дыхание углубляется. Поза хорошо разогревает тело, развивает выносливость.
1.4. Прасарита Падоттанасана «Прасарита» - расширенный, «пада» - стопа - Поза Растянутой Стопы
И. п. Тадасана – Поза Горы, руки на бедрах у талии, пальцы направлены вперед.
1 - Вдох, прыжком широкая стойка ноги врозь, расстояние между стопами 130-150 см. Колени напрячь, стопы смотрят прямо вперед.
2 – Выдох, наклонить корпус вперед так, чтобы он был параллельным полу. Убрать руки с бедер и поставить их на пол так, чтобы ладони и стопы были на одной линии. Руки прямые, пальцы расставлены в стороны, локти при этом напряжены.
3 - Поднять голову вверх, держите спину вогнутой. Оставайтесь так 10-15 секунд, дыхание спокойное, поверхностное.
4- Выдох, согнуть локти и опустите голову на пол. Держите голову, ладони и стопы на одной линии, задержаться в этом положении 20-30 секунд, колени не сгибать,центр тяжести сместить на стопы.
5- Выдох, опора ладонями в пол, голову поднять вверх, спина вогнутая, удерживать позу 5 секунд, дыхание спокойное.
6- Вдох, поднять туловище вверх, выдох- вернуться в и. п. (в Тадасану).
Метод. указания: Те, кто не может держать голову на полу, должны выдвинуть ладони немного вперед. Голову нужно держать впереди, не на одной линии со стопами.
Оздоровительный эффект : В этой позе полностью вовлекаются в действие подколенные сухожилия и отводящие мышцы, усиливается приток крови к туловищу и к голове, способствующую пищеварению, устраняет усталость, вызванную стоячими позами.
2. Балансы на руках.
Для выполнения балансов на руках необходима небольшая сила рук, хорошо растянутые запястья, немного гибкости и хорошо развитое чувство равновесия.
2.1. Чатуранга Дандасана «Чатур» - четыре, «анга» - часть, «данда»
- Поза Посоха
И. п. - упор на руках и стопах. Руки в локтях прямые, расположены под плечевыми суставами, спина и ноги на одной прямой линии.
1. Согнуть руки в локтях, вытянуть спину параллельно полу, грудь и колени на пол не опускать.
2. Если силы в руках не хватает, то допускается на первых порах опускать колени на пол, но грудную клетку не опускать.
3. Вытянуться по направлению - пятками назад, макушкой веред.
Оздоровительный эффект : Эта поза укрепляет руки, развивает подвижность и силу запястий. Она также сокращает и тонизирует органы брюшной полости.
3. Позы сидя. Наклоны и скрутки.
3.1. Баддха Конасана «Баддха» - схваченный, удерживаемый, «кона» - угол. Эта поза напоминает развернутые крылья бабочки - Поза Бабочки
И. п. - Сед на пол, вытянув ноги перед собой.
1. Колени согнуть, стопы ног придвигаем максимально близко к тазу
2. Расслабить тазобедренные суставы и опустить колени к полу. Соединить стопы, захватить пальцы ног кистями рук, придвинуть еще ближе к промежности. Внешние стороны стоп должны касаться пола, а пятки промежности.
3. Взяться руками за большие пальцы ног. Для расслабления тазобедренных суставов можно сделать несколько движений бедрами вверх вниз или опустить ладони на бедра. Позу удерживать от 30 до 60 секунд. Если поза сидя легко получается, можно выполнить наклон вперед.
Оздоровительный эффект : Эта поза оказывает оздоровительное воздействие на почки и мочевой пузырь. Стимулируется тазовая область, живот и спина, так как усиливается циркуляция крови в этих местах.
3.2. Пурвоттанасана "Пурва" - восток (в данном случае – передняя поверхность тела, «уттан» — интенсивное вытяжение.
И. п. – сидя на полу с вытянутыми ногами, кисти рук сзади за тазом на ширине плеч таким образом, чтобы при поднятии таза вверх лучезапястные суставы оказались строго под плечевыми суставами. Пальцы направлены в сторону ног, грудь раскрыта.
1. На вдохе таз поднять вверх, вывести в максимально высокое положение, не допускать избыточного напряжения в области поясницы, полностью выпрямите ноги, плотно зафиксировав стопы на поверхности пола, вытянуть шею, отвести голову назад, но не допускайте возникновения дискомфорта в шейном отделе позвоночника. Зафиксировать конечное положение позы, соблюдая глубокое дыхание (преимущественно брюшной тип) в течение 30-60 секунд.
2. На выдохе опустить таз вниз, расслабляя мышцы рук
Если это положение получается с трудом, то можно выполнить упрощенный вариант.
Оздоровительный эффект : Эта поза хорошо укрепляет суставы и мышцы рук и ног, запястья и лодыжки, обеспечивает подвижность плечевых суставов, расширяет грудную клетку. Прорабатывает глубокие мышцы вдоль позвоночника и мышцы брюшного пресса, исправляет осанку, оптимизирует функции брюшной полости.
4. Прогибы лежа на животе.
4.1. Макарасана (Поза Крокодила).
И. п. – Лежа на полу, лицом вниз, ладони опустить на пол, под плечевыми суставами.
1. На вдохе прогиб, поднять грудную клетку от пола, ладони вверх и удерживать под плечевыми суставами, локти назад, руки касаются грудной клетки, мышцы ягодиц напряжены.
2. Выпрямить руки в локтях, соединив пальцы в «замок», вытянуть руки назад – вверх.
3. Опустить прямые руки на бедра ниже ягодиц, как можно ближе к коленям. Ягодицы по-прежнему напряжены. Удерживать позу 30-60 секунд.
4. Опуститься вниз, расслабиться.
Оздоровительный эффект : Эта поза заключается в укреплении мышц спины, устранению сколиоза, помогает гармонизировать процессы, протекающие в дыхательной и мочеполовой системах, снижает давление, оптимизирует функции пищеварения, проявляющийся в стимуляции работы тонкого кишечника, полезна при заболеваниях астмой.
4.2. Бхуджангасана «Бхуджанга» - Кобра. (Поза напоминает кобру, поднявшую свою голову вверх).
И. п. - Лежа на полу, лицом вниз, ладони около плечевых суставов (или около лба, если прогибы даются с трудом).
1- На вдохе поднять голову и грудную клетку вверх, руки держать согнутыми в локтях, плечи прижимать к грудной клетке, шея медленно вытягивается вверх, продолжая линию прогиба остальной части позвоночника. Ягодицы напряжены.
2. Вернуться в и. п. Сохранять позу около 20-30 секунд. Дыхание не задерживать, дышать ровно и медленно. Если при выполнении этой позы в пояснице возникает боль, то лучше выполнить упрощенный вариант с опущенными на пол локтями.
Оздоровительный эффект : Поза хорошо раскрывает грудную клетку, улучшает работу легких и может лечить астму. В случае незначительного смещения позвоночных дисков возвращает их на место. Тонизируется вся позвоночная область.
4.4. Дханурасана «Дхану» - боевой лук.
И. п. - Лежа на полу, лицом вниз.
1.- На выдохе согнуть ноги в коленях и выполнить руками захват за лодыжки
2 - .На входе поднять вверх грудную клетку и бедра. Ягодицы напряжены. Сохранять позу около 20-30 секунд. Дыхание не задерживать, дышать ровно и медленно.
3.- Вернуться в и. п.
Усложненный вариант. Если поза легко получается, соединить стопы, соединить колени.
Оздоровительный эффект : Эта поза возвращает гибкость позвоночнику и тонизирует органы брюшной полости. Регулярная практика этой позы приносит облегчения людям, страдающим от смещения позвонков.
5. Позы на укрепление пресса.
5.1. Джатхара Паривартанасана «Джатхара» - желудок, живот, «паривартана» - поворачиваться, крутиться.
И. п. – лежа на спине, ноги прямые, руки в стороны, ладони на линии плеч.
1. На вдохе поднять ноги вверх до прямого угла.
2. На выдохе опустить обе ноги к левой руке, голову повернуть вправо
3. На вдохе поднять ноги вверх до прямого угла.
4. На выдохе опустить ноги к правой руке, голову повернуть влево. Стопы держать вместе, на пол ноги не опускать, удерживать навесу, поясницу и крестец плотно прижить к полу.
Вернуться в и. п. расслабить мышцы пресса и спины.
Повторить упражнение 10-20 раз, Затем зафиксировать стопы у левой руки. Сохранять позу 30-60 секунд, Повторить в другую сторону.
Оздоровительный эффект : Укрепляются мышцы живота и пресса, углубляется скрутка, сокращаются жировые отложения в области талии, тонизируется печень, селезенка и поджелудочная железа. Поза помогает выправить ущемления в области поясницы и таза. Кроме того, это упражнение способствует улучшению работы кишечника.
5.2. Навасана «Нава» - лодка.
И. п. сед на полу, подтянуть ноги к себе, опора на седалищных костях, а не на копчике,
1.- опустить ладони на пол сзади и оторвать ноги от земли, живот должен прижиматься к бедрам.
2- руки вытянуты вперед параллельно полу, ладони направлены друг на друга выпрямить спину, шея и голова должны находиться на одной линии с позвоночником, грудную клетку «раскрыть».
3 - выпрямить ноги в коленных суставах таким образом, чтобы пятки оказались приблизительно на уровне глаз.
Сохранять позу 20-30 секунд
Возможен вариант выполнения позы с согнутыми ногами в коленных суставах
Оздоровительный эффект : Эта поза укрепляет мышцы пресса, низа спины, ног, прорабатывает поясничный отдел позвоночника, улучшает кровообращение в брюшной полости и тонизирует внутренние органы, активизирует работу щитовидной железы, развивает чувства баланса и равновесия, тонизирует область почек, устраняет вздутие живота, уменьшает жировые отложения в области живота.
6. Вытяжение подколенных сухожилий.
6.1. Супта Падангуштхасана «Супта» - лежа, «пада» - стопа, «ангуштха» - большой палец ноги.
И. п. - лежа на спине, правая нога поднята вверх до прямого угла, носок на себя 90 градусов.
1 – Взяться руками за правую стопу, выпрямить ногу в коленном суставе.
2.-Притянуть бедро к животу, поднять голову вверх, устремлять подбородок за линию колена. Левую ногу держать прямой, стопу развернуть вверх. Сохранять позу 30 - 60 секунд. Затем выполнить позу в другую сторону.
Оздоровительный эффект : Эта поза хорошо растягивает подколенные сухожилия, усиливает циркуляцию крови в ногах и тазовой области.
7. Скрутка, лежа на спине.
И. п. - лежа на спине. Правая нога согнута в коленном суставе, бедро прижать к животу;
1.- Опустить правую стопу на левое колено, выполнить скрутку позвоночника и потянуться правым коленом вниз, к полу, обе лопатки плотно прижаты к полу, правой рукой слегка нажать на левое колено вниз.
2. Сохранять позу 30 - 60 секунд. Затем выполнить позу в другую сторону.
Оздоровительный эффект : Эта поза хорошо вытягивает и скручивает позвоночник. При небольших смещениях позвонки становятся на место. Тонизируется кишечник и желудок, уменьшаются жировые отложения на талии.
8. Перевернутые позы
8.1. Халасана “хала”, что обозначает плуг (Поза Плуга).
И. п. лежа на спине с соединенными вместе пятками.
1- поднять прямые ноги до 90 градусов по отношению к поверхности пола и отвести руки за голову по сторонам, не отрывая их от земли, (для полного раскрытия грудной клетки).
2- Плавно и не торопясь, округляя позвоночник, направить ноги к рукам, округляя в первую очередь поясничный отдел позвоночника и взять кончики пальцев ног в середину ладоней. Шея полностью расслаблена, и вес тела равномерно распределен на мышцы плеч и затылок головы. На остистые отростки шейных позвонков нагрузки быть не должно.
3 – Вернуться в и. п. плавно, постепенно раскладывая позвоночник и ощущая каждым своим позвонком момент касания поверхности пола. После того, как таз оказался на земле, согнуть ноги и опустить их, удерживая от резкого падения за счет мышц брюшного пресса.
Оздоровительный эффект : При выполнении позы Плуга осуществляется мощная стимуляция нервных сплетений и нервов, развивает подвижность и гибкость позвоночника. При выполнении этой позы внутренние органы: сердце, поджелудочная железа, селезенка и печень отдыхают, получая мощные стимулирующие импульсы. Происходит укрепление мышц бедер, живота, тазовой области, активизируется аппетит. Благотворный эффект халасаны сказывается на щитовидной и паращитовидной железе.
9. Балансы на одной ноге.
Балансы на одной ноге хорошо помогают сконцентрировать ум. Необходимо помнить, что легче всего удерживать баланс на одной ноге, когда взгляд фиксируется на неподвижной точке внизу. Смотреть вперед, перед собой, следующий уровень освоения балансов, потом можно устремлять взгляд вверх, самый сложный вариант удерживать баланс на одной ноге с закрытыми глазами.
9.1. Врикшасана - «Врикша» - дерево – Поза Дерева.
И. п. - Тадасана (поза Горы).
1-. Согнуть правую ногу в колене, поднять вверх и прижать бедро к животу.
2- Опорная нога напряжена, коленную чашечку подтянуть вверх, напрягая мышцы бедра выше колена, стопа направлена вперед.
Удержаться в позе от 30 секунд до 1 минуты.
Оздоровительный эффект : Поза развивает чувство баланса, укрепляет мышцы опорного колена, нормализирует работу кишечника за счет прижатия бедра к животу.
Оздоровительный эффект : Поза развивает чувство баланса, укрепляет мышцы опорного колена, раскрывает тазобедренный сустав согнутой ноги, устраняет тугоподвижность плечевых суставов.
Затем надо выполнить эти обе позы на другую ногу. Часто бывает, что на одну ногу баланс ловить легче, чем на другую. Лучше начинать с той ноги, которая хуже держит баланс.
Заключение: Изучив материал по теме, можно сделать следующие выводы:
1. Занятия йогой приводит к оптимальной работе дыхательной системы, что способствуют необходимому насыщению крови кислородом и существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения в сухожилиях и мышцах, прилегающих к суставам, снабжая ткани кислородом.
2. Статичные упражнения йоги (асаны) – хорошо развивают гибкость суставов и чувство равновесия при небольшой затрате физической энергии.
3. Упражнения йоги стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.
4. Многие асаны снабжают мозг свежей кровью, благодаря чему обладает уникальной способностью успокаивать нервы и мозг.
5. Таким образом йога не только предупреждает заболевания, но и несет оздоравливающий эффект на организм человека. В отличие от других систем йога развивает в организме координацию и выносливость.
Литература.
1. Жуков, О. Ф. Направления профессиональной подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности/О. Ф. Жуков// Сибирский педагогический журнал, 2009. - № 6. – С. 296-306
2. Макет федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2 вариант) [Электронный ресурс] /Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
3. Гущо Ю. Техника медитации. // Физкультура и спорт, №9, 1999.
4. Каминофф Лесли «Анатомия йоги» https://coollib.com/b/246512/read
5. Методические указания для самостоятельных занятий Хатха - йогой https://yogalady.com.ru/articles/metodichka/metodichka.htm
6. https://slavyoga.ru/obratnaya-svyaz.html