Наталья Маслакова
Программа по сохранению здоровья и физическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Принята на заседании
педагогического совета
от «___» ___ 20___г.
Протокол № ___ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ЦЭВДМ г. о. Самара
___Шмакова Л. Ф.
«___» ___ 20___г.
Программа по сохранению здоровья и физическому развитию детей группы кратковременного пребывания
Возраст обучающихся: 2-4 года
Публикация «Программа по сохранению здоровья и физическому развитию детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦЭВДМ г. о. Самара
Маслакова Н. В.
Самара, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка. 3
2. Учебно-тематический план. 7
3. Содержание. 8
4. Методическое обеспечение
4.1. Комплексы упражнений. 11
4.2. Элементы физического воспитания. 18
4.3. Подвижные игры и упражнения по теме «Безопасность на дороге». 63
4.4. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста. 65
4.5. Диагностическая карта мониторинга развития качеств личности обучающихся. 67
5. Список литературы. 68
6. Приложение «Календарно-тематический план». 69
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей считается невозможным.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое, главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Социально-педагогическая направленность данной программы облегчает социализацию детей, помогает в формировании активной гражданской позиции, развивает рефлексивное мышление.
Отличительной особенностью программы является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни. При выборе форм, методов и средств обучения учитывается состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности. Данная программа является дополнением к комплексным занятиям по программе воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и включает в себя элементы физического воспитания, описанные в вышеупомянутом пособии.
Актуальность программы обусловлена неудовлетворительными показателями состояния здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей становится реализация здоровьесберегающих технологий.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в выборе формы проведения занятий, которая подбирается педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, уровня их физической подготовки, а также целей и задач образовательной программы.
Целью программы является обеспечение высокого уровня физического и психоэмоционального здоровья детей, формирование у дошкольников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни, что позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здоровьесбережения и безопасного поведения.
Для качественней реализации поставленной цели необходимо грамотно реализовать следующие задачи:
Обучающие:
- формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями;
- формирование у детей адекватной оценки собственных физических возможностей;
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
Развивающие :
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности, умения управлять своими поступками, чувствами;
- адаптация детей к жизни в социуме.
Воспитательные:
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности;
- формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
Программа рассчитана на две возрастные группы - первую младшую группу (2-3 года) и вторую младшую группу (3-4 года). Количество обучающихся в группах 15 человек.
Срок реализации программы - 1 год.
I этап. август-сентябрь 2015 г. – организационно-мотивационный.
Координация деятельности педагогов и родителей УДО на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного отделения учреждения дополнительного образования.
II этап. сентябрь-июнь 2015-2016 гг. – основной.
Реализация основных направлений деятельности УДО по здоровьесбережению.
III этап. июль-август 2016 г. – итогово-аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Форма обучения: изучение методик и технологий по здоровому образу жизни позволили создать систему формирования у дошкольников основ здорового образа жизни с использованием различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной и таких форм работы с детьми, как гимнастика, подвижные игры, динамические паузы, беседы.
Форма организации деятельности: всем составом.
Режим занятий: занятия проходят ежедневно, длительность одного занятия составляет 10-15 мин.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;
- повышение функциональных возможностей организма детей, развитие физического потенциала;
- укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья, здорового образа жизни и безопасного поведения.
Личностные результаты:
- повышение уровня самостоятельности и активности детей;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека;
- формирование стойкого интереса к познавательной и двигательной деятельности;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.).
Метапредметные результаты:
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- совершенствование здоровьесберегающих технологий.
Критерии и способы определения результативности: оценка эффективности и качества реализации программы происходит с учетом числовых показателей распределения детей по группам здоровья при помощи таких методов отслеживания результативности, как педагогическое наблюдение, выполнение обучающимися диагностических заданий и анализа активности обучающихся на занятиях.
Документальная форма подведения итогов реализации программы включает в себя карты оценки результатов освоения программы и дневники педагогических наблюдений. К продуктивная форме подведения итогов относится участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных мероприятиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Материалы и оборудование
1 Зарядка. Комплексы упражнений.
200 Сентябрь-июнь
2 Гимнастика по Железновой.
80 Сентябрь-июнь Муз. центр
3 Элементы физического воспитания.
80 Сентябрь-июнь Муз. центр, мячи, обручи
4 Релаксация. Релаксация под музыку.
40 Сентябрь-июнь Муз. центр
5 Безопасность на дороге. Беседы. Чтение стихотворений на тему безопасности движения. Подвижные игры. Просмотр тематического мультфильма.
Теоретические занятия: 4
Сентябрь-июнь Муз. центр, ноутбук, макеты светофора и зебры, флажки
Практические занятия: 6
Итого 410
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Зарядка.
Зарядка состоит из пяти комплексов упражнений, представленных в методическом обеспечении. Каждый комплекс разработан с учетом возрастных особенностей детей и направлен на поддержание организма ребенка в тонусе и формирование привычки к занятиям физической культурой. Для развития волевых качеств ребенка зарядка выполняется ежедневно. Время, отведенное на зарядку, не должно превышать 10-15 минут. В комплексы включены упражнения на все группы мышц ребенка. Комплекс начинается с упражнений низкой интенсивности, постепенно нагрузка увеличивается. Упражнения заканчиваются растяжкой и игровыми упражнениями про животных или сказочных персонажей.
Тема 2. Гимнастика по Железновой.
К данной программе прилагается диск с аудиозаписью упражнений и подвижных игр по методике Е. Железновой. Упражнения способствуют физическому развитию, развивают воображение и творческие навыки, эмоциональную сферу. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. В процессе занятий гимнастикой дети получают новый опыт. развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности.
Важной особенностью гимнастики является и то, что она учит детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но также слушать и наблюдать. Музыкальное сопровождение гимнастики Железновой способствует эстетическому развитию, а образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания.
В аудиозаписи представлены следующие упражнения:
1. Вот лягушки скачут по дорожке
2. Где же ручки
3. Едет, едет паровоз
4. Королевский марш
5. Лягушата прыгать любят
6. Мороз
7. Мы насыплем птичкам крошки
8. Мы ногами топ-топ-топ
9. Мы хотим строить дом
10. Обезьянки
11. Охотник и заяц
12. Пугало
13. Разминка
14. Танец червяков
15. У жирафа
16. Утята
Тема 3. Элементы физического воспитания.
Элементы физического воспитания являются частью комплексных занятий по программе воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Они включают в себя такие формы деятельности детей, как подвижные и подвижно-дидактические игры, комплексы общеразвивающих упражнений, двигательные и сюжетные упражнения. Конспекты занятий представлены в методическом обеспечении.
Тема 4. Релаксация под музыку.
В данной программе предлагается проводить релаксацию под музыку Моцарта. Огромное количество научных исследований подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а через него – восприятия разных сторон жизни, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Умение расслабляться помогает детям снять напряжение и выровнять эмоциональный фон. Релаксация может также служить средством коррекции таких нарушений в поведении детей, как агрессивность и гиперактивность. После релаксации ребенок становится более уравновешенным и спокойным.
Произведения для прослушивания прилагаются на диске.
Тема 5. Безопасность на дороге.
Тема делится на теоретическую (4 занятия) и практическую (6 занятий) часть.
В теоретическую часть входят беседа о правилах дорожного движения, беседа о видах транспорта, чтение стихотворений на тему безопасности движения и просмотр тематического мультфильма «Знай цветные правила».
Задача бесед – сформировать у ребенка дисциплинированное поведение на улице, познакомить с правилами дорожного движения.
Дети должны усвоить следующий объем знаний:
1. В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому что может сбить машина.
2. В городе люди ходят по специальной дороге. Она называется тротуар. По тротуару ходят спокойным шагом, придерживаются правой стороны тротуара. Такое правило придумано для того, чтобы было удобно ходить и люди не мешали друг другу.
3. Переходить дорогу можно только в специальном месте. Оно называется пешеходный переход. пешеходный переход видно издалека, потому что на месте перехода нарисована «зебра». Это такие полоски белого и черного цвета.
4. На наземном пешеходном переходе можно двигаться только на зеленый свет светофора: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».
5. Переходить дорогу можно только со взрослыми за рук.
6. В очень опасных местах сделаны подземные переходы. Если есть подземный пешеходный переход, то по улице переходить очень опасно.
7. Широкая дорога называется проезжая часть. По ней в об стороны двигаются машины.
Беседы подкрепляются практическими упражнениями в выполнении изученных правил и подвижными играми («Светофор», «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Мы - шоферы!», «Чудо-зебра», «Едет весело машина»).