Мария
Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия)
[/b]В ходе констатирующего эксперимента у детей с фонетическим нарушением речи был выявлен недостаточный уровень развития фонематического восприятия, что отрицательно влияет на формирование всей фонетической системы языка и формировании умения ориентироваться в звуковой и слоговой структуре слов. Для детей данной группы также характерно неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Учитывая данные обследования, мы составили методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. Основные направления которых заключаются в:
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Формирование произносительных навыков;
3. Развитие фонематического восприятия;
4. Развитие звукового анализа и синтеза.
Необходимо отметить, что при первичном нарушении фонематического восприятия, работа начинается с развития восприятия неречевых звуков с картинками, игрушками и их действиями; при вторичном нарушении фонематического восприятия работа начинается с развития дифференциации слов близких по звучанию, дифференциации фонем, формирование фонематических представлений; при фонетических дефектах речи работа начинается с формирования произношения, которое состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы языка.
Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии. Располагая данными обследования фонематических представлений детей, необходимо соблюдение следующих педагогических принципов.
Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития звукопроизношения и фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.
Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.
Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.
Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.
При составлении методического материала мы использовали рекомендации, отдельные приемы и методы, описанные в работах Т. А Ткаченко, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селивестрова, Е. Н. Российской.
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т. п.).
На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову) :
1. прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков ( формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный);
2. прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции - фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т. д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т. д.); фонематические представления;
3. прием связи звука и буквы.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Так как умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.