Лара Коровкина
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с различными нарушениями и задержкой речевого развития. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Неоценимое значение имеет нетрадиционная техника рисования, ведь она не только развивает у детей мелкую моторику и формирует пространственные представления, но и позволяет решать специальные задачи по развитию речи детей.
Публикация «Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В условиях ФГОС, где дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение следующих задач:
учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;
развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру;
называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных;
обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;
способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Многие исследователи (В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, М. М. Кольцова) сходятся во мнении, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Было отмечено, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить.
Следовательно, для повышения речевой активности нужно тренировать пальцы рук. Чем же заинтересовать малыша, чтобы ему было интересно, и приносило максимум пользы. Конечно, ни для кого не секрет, что все дети любят рисовать. Ну а рисовать руками – это высшее наслаждение. Нетрадиционная техника рисования (ладошками, пальчиками) вот то занятие, которое создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, и относятся к спонтанному рисованию. Это не просто интересное занятие, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес детей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, как хочешь и чем хочешь, можно даже придумать свою необычную технику.
Первое ознакомление детей с материалом для рисования рекомендуем направить на свободное экспериментирование. При этом не давайте задания нарисовать что-то конкретное. Главная задача заинтересовать детей, создать приятную атмосферу, показать, как можно оставлять красочные следы на бумаге, как в процессе смешивания красок получаются другие цвета.
Для детей 2-3 лет следует уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля. В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Чтобы НОД проходила интересно и приносила максимум пользы, её следует проводить в игровой форме не более 10-15 минут. Так как, дети любят слушать сказки и с сочувствием относятся к главным героям, это с успехом может использоваться для мотивации. Рассказывая детям небольшую сказку или рассказ, предложите с помощью фигурок, изобразить ее на песке, а потом расскажите ее по картинке, побуждая ребенка вам помочь. Можно придумать веселые и увлекательные истории до, и во время рисования с ребенком.
Таким образом, все техники нетрадиционного рисования доказывают эффективное влияние на развитие речи : каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
«ЕЛОЧКА»
«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени
«КОТ НА ПЕЧИ»
«Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет». щелкают зубками
«ПРЯНИЧЕК»
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
«КУРОЧКА»
«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла, пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
«МЫШКИ»
«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку
«ПАЛЬЧИКИ»
«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!»
Также большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи :
• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;
• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• разгадывание загадок.
Игра "УГАДАЙ КТО ИДЁТ".
просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.
Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.
"А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен".
Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.
Игра «ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ».
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.
Игра "УГАДАЙ ПО ГОЛОСУ".
Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".
Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.
Игра «КТО ДОЛЬШЕ».
В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
Игра «КАК ЗОВУТ ЗВЕРЯТ».
Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова:
Как зовут детенышей собачки? — Щенки!
Как зовут детенышей кошечки? — Котята!
Как зовут детенышей коровы? — Телята!
Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!
Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!
Как зовут детенышей утки? — Утята!
Развивать речь у ребенка 2-3 лет можно разными способами. Не следует останавливаться только на одном варианте – следует грамотно сочетать и чередовать их.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения необходимы для правильного звукопроизношения. Они развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и связки. С ребенком 2-3 лет можно выполнять следующие элементы:
• Надуть щеки и сдуть их, как будто надувая воздушный шарик. Если ребенок хорошо освоил это упражнение, то щеки можно надувать и сдувать поочередно.
• Открыть рот – это замок (крепость). Высунуть язык – мост, убрать его обратно.
• Широко открыть рот (ворота) и зафиксироваться в таком положении на 5 секунд.
• Как можно шире открыть рот и расслабить язык. Положить его на нижнюю губу и зафиксироваться в таком положении на несколько секунд.
• Приоткрыть рот в улыбке и передвигать язык из одного уголка рта в другой, имитируя маятник часов.
• Приоткрыть рот и тянуться языком сначала к кончику носа, затем к подбородку.
• Цокать, изображая лошадку. Язык при этом должен плотно прижиматься к небу.
Таким образом, развитие речи с детьми младшего дошкольного возраста предотвращает появление дальнейших серьезных проблем, требующих консультаций со специалистами, и расширяет кругозор малыша. Главное правило занятий – игровая форма проведения и правильная речь взрослого, на которую равняется ребенок.