Анна Кочевная
Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка
▼ Скачать
Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Публикация «Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия:
– Расширить рамки слухового восприятия.
– Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.
– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.
– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.
Приё мы коррекционной работы:
– привлечение внимания к звучащему предмету;
– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
– знакомство с характером звучащих предметов;
– определение местонахождения и направленности звука,
– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;
– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;
– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;
– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.
В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи. Эти игры и упражнения помогут в легкой непринужденной форме развитию у ребенка фонематического слуха, а также, в комплексе с артикуляционной гимнастикой и правильным речевым дыханием, формированию правильного произношения.
1. Игра «Угадай, что звучит».
Цель: развить фонематическое восприятие.
Ход проведения: ребенку демонстрируются музыкальные инструменты со звуковым сопровождением. Далее устанавливается невысокая ширмочка, за которой логопед воспроизводит определенный звук с помощью музыкального инструмента. Ребенку предлагается угадать какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.
При усложнении задачи, ребенку предлагается определить какой звук громче-тише, дальше-ближе.
Инструкция: посмотри внимательно на музыкальный инструмент и запомни, как он звучит. Я буду играть на инструментах, а ты по звуку угадывать.
Материал: ширмочка, дудочка, барабан, колокольчик, ложки.
При усложнении задачи можно увеличить количество музыкальных инструментов.
Также, возможны различные вариации данной игры - использование природных и бытовых шумов.
2. «Кто позвал»
Цель: развить фонематическое восприятие.
Ход проведения: ребенку предлагается узнать по голосу своего товарища. Участвует подгруппа хорошо знакомых детей, состоящая из 4-6 человек. В центре находится один ребенок, который должен определить на слух голос позвавшего его товарища.
При усложнения задачи возможно увеличить количество играющих детей.
Инструкция: - Дети, становитесь все в круг. Сейчас, с помощью считалки, мы выберем того, кто будет по голосу угадывать своего товарища.
-Сел петух на забор, закричал на весь двор, ну-ка (имя ребенка) не зевай, кто позвал тебя, узнай!
Ребенок становится в центр круга, закрывает глаза. В это время логопед указывает на ребенка, который зовет по имени.
- А теперь открывай глаза и называй того, кто тебя позвал.
3. «Определи 1й звук в слове».
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход проведения: ребенку предлагается ряд картинок, названия которых начинается с определенного звука. Педагог утрированно выделяет первый звук в слове. Ребенок должен назвать звук.
Инструкция: Логопед раскладывает картинки «арбуз», «облако», «утка», «енот», «юла».
-Сейчас я назову слово, а ты определи, с какого звука это слово начинается.
Оборудование: стол, набор картинок.
Для усложнения задачи предлагается более широкий набор материала, где встречается несколько картинок на один звук. Ребенку предлагается выбрать эти картинки.
4. «Звуки поссорились».
Цель: формировать фонематический синтез.
Ход работы: логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово. Возможно использование слов «дом», «стол», «коза», «скалка» и т. п.
Инструкция: - Звуки поссорились, подумай, как их надо соединить, чтобы получилось слово.
5. «Друг за другом».
Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.
Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове.
При усложнении задачи возможно выкладывание букв в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.
Инструкция: назови последовательно все звуки в слове (выложи буквы в той же последовательности, в которой я произнесу звуки в слове).
Оборудование: набор букв.
6. «Общий звук».
Цель: формировать фонематическое восприятие.
Ход проведения: логопед называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук. Ребенку предлагается определить общий звук.
Инструкция: - Я произнесу слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: шапка, кошка, каша, шишка.
7. «Спрятанный звук»
Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука.
Ход проведения: ребенку предлагается определить, где находится заданный звук в ряду звуков и переместить пуговицу на звуковой линейке в начало, середину или в конец.
Инструкция: - Определи, где находится звук [у] в ряду: а-у-и. Перемести пуговицу в начало, середину или в конец линейки.
Оборудование: звуковая линейка.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.