Получи документы

Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка

Анна Кочевная
Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка
▼ Скачать + Заказать документы

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Публикация «Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка» размещена в разделах

Задачи работы по развитию слухового внимания и восприятия:

– Расширить рамки слухового восприятия.

Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.

– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.

Приё мы коррекционной работы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи. Эти игры и упражнения помогут в легкой непринужденной форме развитию у ребенка фонематического слуха, а также, в комплексе с артикуляционной гимнастикой и правильным речевым дыханием, формированию правильного произношения.

1. Игра «Угадай, что звучит».

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: ребенку демонстрируются музыкальные инструменты со звуковым сопровождением. Далее устанавливается невысокая ширмочка, за которой логопед воспроизводит определенный звук с помощью музыкального инструмента. Ребенку предлагается угадать какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.

При усложнении задачи, ребенку предлагается определить какой звук громче-тише, дальше-ближе.

Инструкция: посмотри внимательно на музыкальный инструмент и запомни, как он звучит. Я буду играть на инструментах, а ты по звуку угадывать.

Материал: ширмочка, дудочка, барабан, колокольчик, ложки.

При усложнении задачи можно увеличить количество музыкальных инструментов.

Также, возможны различные вариации данной игры - использование природных и бытовых шумов.

2. «Кто позвал»

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: ребенку предлагается узнать по голосу своего товарища. Участвует подгруппа хорошо знакомых детей, состоящая из 4-6 человек. В центре находится один ребенок, который должен определить на слух голос позвавшего его товарища.

При усложнения задачи возможно увеличить количество играющих детей.

Инструкция: - Дети, становитесь все в круг. Сейчас, с помощью считалки, мы выберем того, кто будет по голосу угадывать своего товарища.

-Сел петух на забор, закричал на весь двор, ну-ка (имя ребенка) не зевай, кто позвал тебя, узнай!

Ребенок становится в центр круга, закрывает глаза. В это время логопед указывает на ребенка, который зовет по имени.

- А теперь открывай глаза и называй того, кто тебя позвал.

3. «Определи 1й звук в слове».

Цель: формирование фонематического анализа.

Ход проведения: ребенку предлагается ряд картинок, названия которых начинается с определенного звука. Педагог утрированно выделяет первый звук в слове. Ребенок должен назвать звук.

Инструкция: Логопед раскладывает картинки «арбуз», «облако», «утка», «енот», «юла».

-Сейчас я назову слово, а ты определи, с какого звука это слово начинается.

Оборудование: стол, набор картинок.

Для усложнения задачи предлагается более широкий набор материала, где встречается несколько картинок на один звук. Ребенку предлагается выбрать эти картинки.

4. «Звуки поссорились».

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход работы: логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово. Возможно использование слов «дом», «стол», «коза», «скалка» и т. п.

Инструкция: - Звуки поссорились, подумай, как их надо соединить, чтобы получилось слово.

5. «Друг за другом».

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове.

При усложнении задачи возможно выкладывание букв в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: назови последовательно все звуки в слове (выложи буквы в той же последовательности, в которой я произнесу звуки в слове).

Оборудование: набор букв.

6. «Общий звук».

Цель: формировать фонематическое восприятие.

Ход проведения: логопед называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук. Ребенку предлагается определить общий звук.

Инструкция: - Я произнесу слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: шапка, кошка, каша, шишка.

7. «Спрятанный звук»

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука.

Ход проведения: ребенку предлагается определить, где находится заданный звук в ряду звуков и переместить пуговицу на звуковой линейке в начало, середину или в конец.

Инструкция: - Определи, где находится звук [у] в ряду: а-у-и. Перемести пуговицу в начало, середину или в конец линейки.

Оборудование: звуковая линейка.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье»Дидактическая игра по формированию фонетической системы языка «Умное варенье» Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углемМетодические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углем Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Хочу предложить вашему вниманию методические рекомендации.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка
Опубликовано: 4 мая 2020 в 11:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической системы языка» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кочевная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД