Нурия Миняхметовна
Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи в разных возрастных группах.
1 младшая группа (от 2 – 3 лет)
Побуждение (развивать умение) называть имена членов своей семьи, закрепление знания своего имени.
2 младшая группа (от 3 – 4 лет)
Побуждение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащение представления о своей семье. Обобщающее понятие родители.
Средняя группа (от 4 – 5 лет)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Углублять представление детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к положительным родственникам.
Старшая группа (от 5 – 6 лет)
Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому.
Подготовительная группа (от 6 – 7 лет)
Расширять представление о семье, в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имени и отчества родителей, и их профессии.
Формы работы с детьми.
1. Игры:
• дидактические: «Вспомни родство»; «Родство», «Профессии»; «Напоминание имен близких родственников»;
• сюжетно-ролевые: «Дочки матери» ; «Семейные хлопоты» ; «День рождение мамы»; «Семья идет в театр»; «К нам пришли гости»; «Приготовить обед с мамой»
• словесные: «Кто я?»; «Какая у вас семья?»; «Кто где работает?» ; «Чей, чья, чье, чьи?».
2. Исследовательская деятельность : «родословная нашей семьи»; «Семейный герб; «Бабушка и дедушка участники войны»; «Бабушкин сундук»; «Мамина любимая игрушка»; «Новогодняя игрушка всех времен»;
4. Проектная деятельность :
«Создание мини музея семейных вещиц».
Газеты «Как мы провели лето» .
5. Оформление: книги творческих детских рассказов - «Семейный альбом»; альбома «Самый счастливый день моей семьи»;
6. Выставки: «Умелые руки не знают скуки»; «Семейный альбом»; «Моя родословная»; «Любимое блюдо в нашей семье»; «Профессия родителей»; «Фотографии с забавными надписями»
7. Продуктивная деятельность :
Рисование: «Семья» ; «Портрет моей мамы»; «Пирожки ля бабушки»
Аппликация: «Красивый дом»; «Моя родословная - образ моей семьи»; «Чаепитие для большой семьи»; «Украсим Маше сарафан».
Конструирование из бумаги открыток для членов семьи «Подарок для папы»; гирлянда «Семейное счастье и благополучие»
Лепка: «Угощение для гостей».
8. Музыкально художественная деятельность :
Пение «Радость моя», «Мамочка милая», «Жили-были» Пахмутова, «Пирожки» Филиченко, «Моя мама» Арсеева
Слушание О. Ананьев «Плакса», «Весельчак», «Менуэт бабушки», «Моя бабушка».
9. Тематические праздники и развлечения:
конкурс «Наша семейная песня»; «Наша дружная семья»;
досуг «Семейные традиции»;
конкурс «Папа, мама и я - спортивная семья»; «День семьи»; «День любви и верности»; «Мамин праздник»; «День защитника отечества»; «День пожилого человека»; «Новый год».
10. Рассказ ребенка:
«Профессия моей мамы (папы)»
«Любимый семейный праздник»
11. Викторина:
«Мы эрудиты»
Конкурс «Лучший семейный девиз»
Проект «Дружба народов»
Методы
1. Словесные методы :
Беседа: «Что такое семья?»; «Домашние праздники»; «Мои члены семьи»; «Как я забочусь о своих близких»; «Мой папа»; «У мамы умелые руки».
Цель: Знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
Беседа: «Для чего человеку семья?»
Цель: развивать навыки принятия правил семьи, умение понимать и принимать требования и потребности членов семьи. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения. Развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; составить родословную.
2. Наглядный метод :
Рассматривание иллюстраций «Труд взрослых в семье»;
Цель: познакомить детей с трудом взрослого. Закрепить название предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с опасными предметами в целях безопасности жизни и здоровья.
Рассматривание иллюстраций «Мать и дитя»; «Купаем куклу»
Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
Просмотр мультфильмов: «Мамонтенок»; «Гуси-лебеди»
3. Практический метод :
Выполнение заданий по инструкции
«Составить родословную»; «Семейный альбом»
Цель: собрать как можно больше сведений об истории своей семьи Фамилии, Имена, Отчества.
4. Игровые методы :
Подвижная игра «Цыплята и наседка»
Цель: совершенствовать умение подлезать под препятствие, не касаясь его, развивать фантазию, творческое воображение, чувство привязанности к члену семьи.
Игровой прием (соревнование) «Папа, мама и я – спортивная семья»
Цель: развитие физкультурно - оздоровительной и спортивной работы в дошкольных учреждениях; формирование положительного отношения родителей и детей к занятиям физической
культурой и спортом; повышение эмоционального настроя детей, родителей и руководителей физического воспитания ДОУ.
Дидактическая игра «Семья»
Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).
Словесная игра «Как зовут твою маму»
Цель: Закреплять знания детей Ф. И. О. своей мамы.
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» «Мамин День рождения»
Цель: учить взаимоотношению в семье.