татьяна водяных
Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых консультаций родителей обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире родители всё чаще отдают ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные, а не коррекционные школы. Всё более остро встает вопрос об инклюзивном образовании. Эта тенденция заставляет педагогов-психологов, учителей, тьюторов приобретать необходимые знания и умения по организации такой образовательной среды, в которой обучение будет возможным и комфортным для любой категории обучающихся. Особенностью программ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что семья и специалисты школы вместе работают над обучением, воспитанием, решением проблем ребенка. В этих условиях несоизмеримо вырастает роль семьи, которая может и должна стать активным субъектом коррекционно-образовательного процесса системы образования.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, часто оказываются в изоляции от общества. Им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции нежелательного поведения. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые, так или иначе, взаимодействуют с ребенком и его семьей. Для оказания семье квалифицированной помощи, недостаточно обладать только узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо разбираться в особенностях эмоционального состояния человека, следовать психологическим нормам консультирования, владеть методами оказания помощи не только детям, но и их родителям.
Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает взаимодействие с самим ребенком и членами семьи, прежде всего с родителями. Основными задачами консультирования семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, являются:
• помощь в решении проблем родителя, вызванных появлением в семье ребенка с проблемами здоровья;
• установление гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром и предупреждение «замыкания» на своей собственной проблеме;
• помощь в гармонизации внутрисемейных отношений;
• помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
• помощь в выборе правильной тактики обучения и воспитания ребенка;
• помощь в освоении ребенком разных навыков;
• помощь в формировании положительного адекватного стиля детско-родительских отношений;
• помощь в адаптации родителя в коллективе родителей класса и всего образовательного учреждения;
• помощь в освоении технологий коррекционно-развивающей работы.
Процедура консультирования семьи проходит в несколько этапов. На первом этапе деятельность педагога-психолога в процессе индивидуального или группового консультирования членов семьи предусматривает установление тесного контакта на уровне «обратной связи», выявление понимания родителем проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку. Положительное подкрепление должно иметь приоритет, необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Повышение родительской самооценки, позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку с проблемами здоровья, отойти от привычных способов взаимодействия, сформировать положительный стиль детско-родительских отношений.
На втором этапе при проведении индивидуальных и групповых консультаций очень важно сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и консультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий и избегать поддержки родителя в позиции абсолютного самопожертвования, борца против всех или «плохой матери».
На третьем диагностическом этапе для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагог-психолог используют как общепринятые способы и методы, так и универсальные. Весьма эффективным является способ «Контейнирование». Он заключается в представлении родителем себя, собственного мыслительного пространства в качестве контейнера для отрицательных эмоций, таких как тревога, страхи, агрессия и прочее. Использование способа «Контейнирование» рекомендуется в индивидуальном консультировании при выявлении негативных особенностей родителя.
При проведении индивидуальных и групповых консультаций важно выявление особенностей взаимодействия с ребёнком (обсуждение главных трудностей каждого из родителя, влияющих на способность выполнять родительские обязанности, а так же работа с различными стилями общения родителей с детьми). В ходе консультирования педагогом-психологом необходимо повышать родительскую компетентность, разъяснять состояния, поведение, психологические особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На завершающем этапе консультирования важно предоставить стратегию помощи ребенку с проблемами здоровья с указанием сроков и конкретных действий специалистов школы и родителей. Целесообразно завершить консультирование рефлексией, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали родители. Педагог-психолог повторяет главные мысли: «Сегодня мы с вами выяснили…». Затем он запрашивает обратную связь: «Что вы вынесли для себя из сегодняшней встречи?». С помощью рефлексии у родителей расширяется область осознаваемого, изменяется картина мира, меняется привычное видение жизненных ситуаций и проблем ребенка.
В настоящее время чаще всего для этого используется прием рефлексии «Незаконченное предложение». Родителю предлагается закончить предложение, которое начинается со слов:
• Сегодня я узнал (а…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
• Я приобрел…
• Я попробую…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
Рефлексия необходима для закрепления всей работы, для анализа успешно и неудачно подобранных средств и выстраивания траектории дальнейшего развития вне психологической консультации. Кроме того, рефлексия поддерживает процесс профессионального роста. С помощью рефлексии педагогу-психологу можно сделать более глубокий анализ своих мыслей и чувств, заметить закономерности в практике, выявить сильные и слабые стороны подхода, что будет способствовать развитию его как специалиста.
Содержание психологического консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Этапы консультирования Задачи Рекомендации педагогу-психологу
I. Первичное консультирование 1. Установление доверительного контакта с родителями.
2. Объяснение родителям задач и форм консультативной работы.
3. Формирование установки родителей на сотрудничество и принятие ответственности в процессе анализа проблем ребенка, разработке и реализации стратегии помощи.
4. Оказание родителям психологической поддержки. 1. Исключить все виды негативной обратной связи с родителями относительно их ребенка или их собственных действий или представлений.
2. Избегать формирования установки родителей на получение готового рецепта, легкости в разрешении проблем.
3. Желательно заключить с родителями соглашение о целях совместной работы, конкретных этапах и сроках работы.
II. Беседа-опрос 1. Сбор анамнестических данных об истории развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка. 3. Сбор данных о социальном окружении ребенка, развитии социально-бытовых навыков.
4. Обсуждение особенностей поведения, общения и деятельности ребенка в ситуациях внутрисемейного и внесемейного взаимодействия.
5. Обсуждение особенностей общения и стиля воспитания.
6. Оказание родителям эмоциональной поддержки.
7. Информирование о направлениях и задачах диагностического обследования
1. Четко дифференцировать фактические сведения от интерпретации или оценки их родителями и помнить, что они необходимы для понимания реальных проблем ребенка.
2. Не заменять интервью самостоятельным заполнением родителями письменной анкеты.
3. Рассматривать данную беседу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истинных причин обращения, вербализацию внутренних страхов и опасений, обсуждение стилей семейного воспитания и родительских требований.
4. Выразить родителям уважение и признательность в связи с серьезной аналитической работой, которую они осуществляют.
III.
Психодиагностика 1. Углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка.
2. Выявление социального статуса ребенка.
1. Предоставить родителям информацию по итогам углубленного психологического обследования ребенка.
IV.Заключительная беседа 1. Обсуждение итогов проведенного обследования, характера, степени и причин выявленных проблем.
2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или коррекционно-развивающей работы.
3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помощи и без нее.
4. Обсуждение проблем, чувств и переживаний родителей, их отношения к трудностям ребенка.
5. Планирование следующих встреч. 1. Оценка результатов диагностики и формулирование педагогом-психологом реальных проблем.
2. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены и ознакомление с рекомендациями.
3. Помочь близким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к его потребностям.
4. Проводить консультацию желательно одновременно с обоими родителями.
5. Предоставить стратегию помощи ребенку с указанием сроков и конкретных действий специалистов школы и родителей.
6. Рефлексия
Родители – это равноправные члены команды специалистов, работающих с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Данные рекомендации направлены на улучшение качества инклюзивного образования и помощь родителям, которые являются основными помощниками детей, мостом между ребенком и окружающим миром.
Литература:
1. Школьные трудности «нестандартных» детей / А. О. Дробинская. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 126 с.
2. Детский аутизм: учебное пособие / составитель Л. М. Шипицына; Институт специальной педагогики и психологии; Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. – Санкт-Петербург: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с.
3. Детский аутизм: учебное пособие / составитель Л. М. Шипицына; Институт специальной педагогики и психологии; Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. – Санкт-Петербург: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с.
4. Аутята. Родителям об аутизме / Виктор Коган. – Москва: Питер, 2016. – 160 с.
5. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Елена Лютова, Галина Монина. – Санкт-Петербург: «Речь», 2007. – 136 с.