Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных
▼ Скачать + Заказать документы
Имена прилагательные появляются в речи детей довольно поздно. До 2-х лет, по словам А. Н. Гвоздева, ребенок использует в речи всего три прилагательных. Категория прилагательных формируется позднее других, т. к. является наиболее отвлеченной.
Рассмотрим, как происходит формирование лексико-грамматических категорий имен прилагательных в норме.
2года -
2 года 2 месяца Прилагательные не согласуются с существительным в роде, числе, падеже.
2 года 2 месяца - 2 года 4 месяца Согласование в роде еще не сформировано. Появляется согласование в именительном и винительном падежах. В предложениях прилагательное ставится в конце.
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных» размещена в разделах
2 года 4 месяца - 2 года 6 месяцев Прилагательные используются в форме именительного падежа, чаще в качестве определения, но могут быть и сказуемыми. Прилагательные в женском роде употребляются правильно, в мужском правильно и ошибочно. Появляются единичные случаи согласования в среднем роде. Происходит разграничение единственных и множественных чисел. Начинается употребление уменьши-тельно-ласкательных суффиксов.
2 года 6 месяца - 2 года 10 месяцев Сохраняются ошибки согласования в среднем роде, по-являются согласования в творительном и предложном падежах.
2 года 10 месяцев - 3 года Согласование в числе усвоено полностью, встречаются отдельные ошибки в согласовании в среднем роде. В предложениях прилагательные выступают в роли определений и сказуемых.
3 года -
3 года 6 месяцев Усвоен средний род прилагательных, идет усвоение да-тельного падежа, но встречаются еще ошибки в его употреблении.
3 года 6 месяцев - 4 года Полностью усвоено согласование в дательном падеже, появляется большое количество кратких прилагательных. образование новых прилагательных осуществляется с помощью суффиксов - ин -, - инн (ый, - ов (ый, - am (ый).
4 года 4 месяца - 4 года 8 месяцев Косвенные падежи полных прилагательных усвоены полностью.
Итак, полное формирование категорий прилагательных осуществляется к пяти годам, но образование новых прилагательных продолжается еще до девяти лет.
У детей с ОНР формирование речи в целом, а, значит, прилагательных идет с задержкой. Словарный запас детей с ОНР значительно беднее, чем в норме. В речи отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. В частности, нарушено согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Рассмотрим основные ошибки в употреблении прилагательных у детей с ОНР.
1 Прилагательные часто употребляются с аморфным окончанием («хорош мальчик», «больш стол»).
2 В прилагательных женского рода происходит удвоение слога вместо звука («синяя лента», т. е. имеет место ошибочная йотация и ассимиляция.
3 Иногда прилагательные оформляются по аналогии с неопределенной формой глагола («холодить вода»).
4 Недоговаривание родовых и падежных окончаний.
5 Отсутствие согласования с существительным («большой лампу»).
6 Л. Ф. Спирова отмечает, что одной из характерных ошибок в лексическом строе языка является замена «названий признаков названиями предметов» («железо» вместо «железный»).
7 С. Н. Шаховская отмечает, что «многие ошибки в употреблении прилагательных связаны с неправильным представлением об исходной форме существительных» («большой ламп», «синий лент»).
Многообразие ошибок у детей с ОНР при образовании имен прилагательных и при согласовании их с именами существительными требует длительной целенаправленной работы логопеда по их исправлению.
Предлагаю следующие основные разделы работы по выработке у детей с ОНР умения образовывать прилагательные и правильно употреблять их в речи.
I. Понимание, что предметы отличаются друг от друга своими признаками. Игра «Сравни предметы".
II. Накопление словаря. Обогащение словарного запаса прилагательными нужно начинать с качественных признаков, воспринимаемых органами чувств:
1) величина предметов (большой, маленький, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий);
2) вкус (сладкий, горький, кислый);
3) цвет (основные цвета + оттенки);
4) форма (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, овальный);
5) температура (горячий, холодный, теплый);
6) тяжесть, вес (лёгкий, тяжелый);
7) эмоциональная оценка (добрый, злой, хитрый, трусливый и др.).
Формирование у детей умения образовывать и употреблять в речи качественные прилагательные крайне важно, так как качественные прилагательные являются неотъемлемым элементом нашего словаря.
Для обеспечения усвоения детьми с ОНР качественных прилагательных можно использовать следующие картинки - символы. Например:
тёплый + холодный + горячий солнце + сосулька
мягкий + пушистый твёрдый + жёсткий вата + палочка
злой + добрый + хитрый сладкий + горький + кислый радостный + весёлый + грустный лица
III. Выделение признаков предметов (величина, вкус, цвет, форма) путём ответа на вопросы какой? какая? какое? какие? Д/игра: «Расскажи, какой предмет «(с опорой на схему по теме «Овощи", «Фрукты", д/игра «Загадки", «Закончи предложение", «Ты предмет нам покажи и о нём нам расскажи".
IV. Умение самостоятельно задавать вопросы какой? какая?. Д/игра: «Ты предмет нам покажи и о нём нас расспроси".
Согласование прилагательных с существительными является наиболее сложным процессом для детей с ОНР. Это объясняется тем, что при согласовании ребёнок должен опираться на знание категорий рода существительных, а ещё А. Н. Гвоздев отмечал, что «исключительным сложным для ребёнка является усвоение категорий рода, в виду отсутствия отчётливого значения".
Рассмотрим основные этапы отработки грамматических категорий имен прилагательных.
1 этап
Дифференциация единственного и множественного числа. Можно использовать следующие игры: «1-много", «Подбери картинку к слову".
2 этап
Дифференциация женского и мужского рода. Д/игры: «Подбери картинку к слову", «Правильно раскрась и назови".
3 этап
Дифференциация женского и мужского родов от среднего рода. Д/игры: «Подбери картинку к слову", «Правильно раскрась и назови".
4 этап
Согласование прилагательного с существительным в именительном и винительном падежах. При согласовании в именительном падеже происходит распространение предложения определением по вопросам какой? какая? Д/игры: «На картинку посмотри и что нарисовано скажи", «Закончи предложение", «Выполни инструкцию и скажи, что делаешь", «Кто больше увидит?", «Подбери по цвету", «Подбери по форме", «Правильно расскажи и назови"
5 этап
Образование прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Д/игра: «Большой - маленький".
6 этап
Согласование прилагательного с существительным в творительном падеже. Д/игры: «Что чем делаем?", «Правильно раскрась и назови", «Угости куклу чаем", «Угощение".
7 этап
Согласование прилагательного с существительным в предложном и дательном падежах. Д/игры: «Где игрушка?", «Угости куклу чаем", «Кому что нужно", «Угощение".
8 этап
Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже. Д/игры: «Чего не стало?", «Кого не стало?", «Чего не хватает?", ("Чего нет?").
9 этап
Образование прилагательных, обозначающих принадлежность кому- либо (притяжательных прилагательных) Д/игры: «Чей хвост?", «Чей след?", «Чей домик?", «Чьи вещи?".