Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР. Все задания способствуют развитию слухового или зрительного внимания, памяти, мышления, активизации словаря по разным лексическим темам.
«Загадки»
Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов, учить составлять загадки о предметах, опираясь на эти признаки.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция: Возьми картинку, внимательно рассмотри, что на ней нарисовано и загадай нам загадку об этом предмете, какой он.
Образец: Большой, бурый, косолапый, (медведь)
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2, Игры)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Круглый, красный, сочный, сладкий, (помидор)
«Ты предмет нам покажи и о нем нас расспроси»
Цель: закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы какой? какая?. ; упражнять в ответах на вопросы с опорой на предмет.
Оборудование: различные предметы.
Инструкция: покажи детям предмет и спроси, какой он по форме, цвету и т. д.
«Подбери картинку к слову»
Цель: учить детей различать единственное и множественное число прилагательных, прилагательные в форме мужского, женского и среднего рода; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: картинки с изображением разных предметов мужского, женского и среднего рода, множественного числа, одного цвета (например, красная звезда, красный мак, красное яблоко, красные сапоги).
Содержание: логопед называет прилагательное, ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Закончи предложение»
Цель: формировать навык образования имен прилагательных и употребления их в предложениях; учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже.
Оборудование: предметы и предметные картинки.
Содержание: логопед показывает предмет и начинает предложение:
Этот мяч. круглый (заканчивает ребенок).
«На картинку посмотри и что нарисовано - скажи»
Цель: закрепить умение образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.
Оборудование: предметные картинки.
Инструкция: внимательно рассмотри, что нарисовано на картинке, назови этот предмет и скажи, какой он.
Образец: У меня маленький красный шарик.
«Выполни инструкцию и скажи, что делаешь»
Цель: учить детей запоминать порядок выполнения действий, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже; развивать внимание и память.
Образец: Я беру зелёный мяч.
«Кто больше увидит?»
Цель: ввести в активную речь детей прилагательные мужского, женского и среднего рода, обозначающие цвет и форму предмета; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже.
Оборудование: предметы или картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигурки, полоски разных цветов.
Инструкция: Внимательно посмотрите и назовите, что вы видите и какие это предметы.
Образец: Я вижу круглый мяч. и т. д.
«Подбери по цвету, по форме»
Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, обозначающие цвет и форму предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном и винительном падежах.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигуры полоски разного цвета.
Образец: У меня красная звезда. Я держу красную звезду.
«Правильно раскрась»
Цель: закрепить в речи правильное употребление прилагательных; согласование их с существительными в именительном, винительном и творительном падежах.
Оборудование: Контуры предметов, цветные карандаши.
Содержание: Надо раскрасить предметы и ответить на вопросы.
«Где игрушка?»
Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, предложном падеже; учить правильно употреблять предлоги «на», «под», «около», «в».
Оборудование: игрушки, картинки с изображением этих игрушек в разных местах.
Образец: Большая кукла сидит на деревянном стуле.
«Угощение»
Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном, дательном падежах.
Оборудование: картинки с изображением животных и птиц, картинки с изображением различных продуктов питания овощей, ягод и др.
Игра может быть использована при изучении следующих тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Образец: Я даю зернышки маленькому серому голодному воробью.
«Угостим куклу чаем»
Цель: учить детей образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, винительном и творительном падежах.
Оборудование: кукла, стол, стул, чайная посуда, продукты (чай, сахар, варенье, конфеты и печенье).
Вопросы: Что дадим кукле? Чем угостим куклу?
«Большой - маленький»
Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оборудование: пары картинок с изображением больших и маленьких предметов, символы больших и маленьких предметов.
Содержание: логопед показывает символ, ребенок поднимает соответствующую картинку и показывает, что нарисовано и какой это предмет.
Образец: У меня красный шар. У меня красненький шарик.
«Что чем делаем?»
Цель: учить детей согласовать прилагательные с существительными в творительном падеже, ввести в активную речь существительные в родительном падеже с предлогом «из».
Оборудование: предметные картинки.
Содержание: логопед задает вопрос (Чем едим щи? Какой ложкой едим суп? и т. д., ребенок поднимает картинку.
Образец: Я ем щи деревянной ложкой.
«Чего нет?»
Цель: учить детей различать понятие «часть - целое», образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых отсутствует какая-либо часть.
Инструкция: посмотри, чего нет у предмета, и назови.
Образец: У машины нет резинового колеса.
«Подбери ткань»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, именительном падеже; закрепить умение образовывать в форме родительного падежа единственного числа с предлогом «из».
Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением какой-либо одежды.
Содержание: у каждого ребенка картинка с изображением какой-либо одежды и образцы различной ткани. Надо выбрать материал, из которого можно сшить данную одежду.
Образец: Платье сшито из шелка. Это шелковое платье.
«Подбери фасон»
Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, учить согласовывать их с существительными в роде.
Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением разной одежды (зимней, летней, повседневной, нарядной, и др.)
Инструкция: внимательно посмотри, какую ткань я покажу и выбери картинку с такой одеждой, которую можно сшить из данной ткани.
Образец: У меня халат. Халат носят дома. Это домашняя одежда. Халат сшит из ситца. Это ситцевый халат.
«Назови одним словом»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, ввести в активную речь существительные, обозначающие обувь, одежду, посуду, игрушки.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, посуды и игрушек.
Содержание:
Логопед: Свитер из шерсти, какой он?
Ребенок: Шерстяной свитер.
«Выжмем сок»
Цель: ввести в активную речь детей существительные, обозначающие овощи, фрукты, ягоды; учить детей образовывать относительные прилагательные.
Оборудование: натуральные овощи и фрукты или картинки с их изображением.
Содержание:
Логопед: Мы с вами кушали много разных овощей, фруктов, а теперь давайте заготовим на зиму разные соки из них. Кто какой сок будет выжимать?
Ребенок: У меня слива. Я выжимаю сливовый сок.
«Сравним предметы»
Цель: сформировать у детей представление о том, что предметы отличаются друг от друга своими признаками.
Оборудование: пары картинок с изображением предметов, отличающихся каким-либо признаком.
Инструкция: Внимательно рассмотри предметы, нарисованные на твоих картинках и постарайся понять, чем они отличаются и скажи об этом.
Образец: Эта лента широкая. Эта лента узкая.
«Расскажи, какой предмет»
Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов и называть эти признаки.
Оборудование: схема для описания овощей и фруктов, предметные картинки с изображением овощей и фруктов (или натуральные предметы).
Инструкция: Ответь на вопросы о предмете: какой он? какая она? и т. д.
«Переезд»
Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, образовывать имена существительных в форме винительного падежа с предлогом «в «и без предлога и в форме родительного падежа с предлогом «из».
Оборудование: картонная коробка, посуда, изготовленная из различных материалов.
Содержание: Дети «упаковывают «посуду в коробку для переезда. Затем «распаковывают «коробку с посудой.
Образец: Это стакан. Стакан сделан из стекла. Это стеклянный стакан. Я кладу стеклянный стакан в картонную коробку.
«Покупка посуды»
Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе.
Оборудование: вывеска «магазина», различная посуда.
Образец:
Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, стакан.
Логопед: Какой стакан? Из стекла или из пластмассы?
Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, пластмассовый стакан.
Аналогично можно поиграть в покупку одежды, обуви и игрушек.
«Правильно ли сказал Незнайка?»
Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные.
Оборудование: Незнайка, натуральные овощи, фрукты, одежда, игрушки или картинки с их изображением.
Инструкция: Внимательно послушайте, что сказал Незнайка. Правильно ли он сказал? Исправьте его.
Образец: Незнайка: У меня груша. Я выжимаю морковный сок из груши. У меня мяч из резины. Это деревянный мяч. и т. д.
«Угадай, чей хвост»
Цель: развить зрительное внимание детей, научить образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: фланелеграф, туловища диких животных, хвосты.
Инструкция: Помогите животным найти свои хвосты и назовите, чьи это хвосты.
Образец: Это заячий хвост.
«Угадай, чей след»
Цель: развить зрительное внимание, умение соотносить изображение с предметом, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: Картинка с изображением следов птиц и зверей, предметные картинки с изображением этих звере и птиц.
Инструкция: Посмотрите внимательно на лапы зверей и птиц и на следы, оставленные этими зверями и птицами на снегу, и определите, где чей след.
Образец: Это заячий след, это заячьи следы.
«Угадай, чей домик»
Цель: ввести в активную речь названия жилищ диких животных, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: Карточки с изображением жилищ диких животных, картинки с изображением диких животных.
Инструкция: Помогите диким животным найти свои домики.
Образец: Это заячья нора, это заячьи норы.
«Чьи это вещи?»
Цель: ввести в активную речь названия предметов, одежды и обуви учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: Картинки с изображением людей и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.
Содержание: у детей предметные картинки. На наборном полотне карточки с изображением людей.
Образец:
-Что нарисовано у тебя на картинке?
-У меня на картинке нарисован платок.
-Чей это платок?
-Это мамин платок.
«Помоги детям одеться»
Цель: закрепить в речи детей активный словарь по теме «Одежда, обувь», учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: две картинки, изображающие мальчика и девочку и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.
Содержание: на наборном полотне картинки с изображением мальчика и девочки, у детей - предметные картинки с изображением одежды, обуви. Надо помочь мальчику и девочке «одеться». Дать имена детям
Образец:
-Что нарисовано у тебя на картинке?
-У меня на картинке юбка.
-Кто носит юбку?
-Юбку носит Юля.
-Кому ты отдашь юбку?
-Я отдам юбку Юле.
-Значит, чья это юбка?
-Это Юлина юбка.