Екатерина Бочкова
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья, как на логопедических занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Многие дети, которые имеют речевые нарушения, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формирование
личности в целом.
Публикация «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижаются её разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в её восприятии, а у самого ребёнка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Многие исследователи подчёркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказывания, отражает сложные оттенки сознания (Е. С. Алмазова, Л. И. Белякова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина).
Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса, дисфония (расстройство голоса, фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики, гнусавый оттенок голос (ринолалия).
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей. При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.
Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимается соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате; профилактикой голосовых расстройств и заболеваний; изучением физических возможностей человеческого организма; составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Родители, воспитатели детских садов, логопеды, учителя школ и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений. Приведем конкретные примеры. Некоторые матери спокойно относятся к крику новорожденного младенца, основываясь на предрассудке, что крик чуть ли не необходим для развития голоса; учителя требуют от учащихся громких ответов в шумном классе, при этом не считаются с тем, что ученик говорит тихим хриплым голосом после только что перенесенного гриппа; репертуар детских песен часто подбирается без соответствия диапазону среднего детского голоса, воспитатель или пионервожатый, для того чтобы организовать ребят, запевает песню, несмотря на мороз или сильный ветер, ее подхватывают разгоряченные быстрым шагом ребята; многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.
С целью оказания помощи учителю-логопеду, в плане более широкого и продуктивного использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, а также проведения воспитательных и культурно-массовых мероприятий по здоровьесбережению обучающихся, были разработаны методические рекомендации по гигиеническим аспектам речевого аппарата:
– выполнять гимнастику для дыхательного и голосового аппарата;
– исключать большие речевые нагрузки во время болезни;
– приучать ребенка говорить сдержанно;
– избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т. п. ;
– препятствовать злоупотреблению высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. д. ;
– избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
Таким образом, гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата.