Елена Гафиятуллина
Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации» : деревья, домик, репка и так далее Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком!
Публикация «Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
Пальчиковый театр-это способ развития мелкой моторики, который способствует развитию речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций. Пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков); стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме, а также для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо);
возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным
По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации, трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.
Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальники и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.
Как только ребёнок усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.
Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т. д.). Развивайте у ребенка активную речь с яркой интонационной выразительностью.
От сюжетной игры постепенно переходить надо к режиссёрской. Фантазируйте вместе с детьми, придумывайте новые истории, поощряйте ребёнка за любое добавление к сюжету.
Основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Основные направления развития театрализованной игры с детьми среднего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:
- от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Основные направления развития театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста
от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с
общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников.