Ильина Светлана
Методические рекомендации по использованию технологии «Сторисек» на примере сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сторисек на примере сказки Рукавичка
Ленинградская область, г. Луга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
(МБОУ СОШ №5)
Методические рекомендации
по использованию технологии «Сторисек»
на примере сказки «Руковичка»
Воспитатель: Пророкова Нина Николаевна
Ильина Светлана Борисовна
«Чтение — это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Методические рекомендации по использованию технологии „Сторисек“ на примере сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сторисек. Технология
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
Дошкольный возраст пора активного становления ребенка как читателя, которая требует внимания и кропотливой работы. Залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить является регулярное чтение с дошкольником художественной литературы. Чтение также развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Работа с книгой играет важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Поэтому, научить детей любить книги, получать знания и новые открытия является одной из основных задач воспитателей. Однако возникает проблема. Мы все живем в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий. Наших детей все сложнее увлечь чтением. Все чаще педагоги отмечают, что научить читать проще, чем научить хотеть слушать и понимать.
Существует много различных современных технологий овладения навыками чтения, однако мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Поэтому мы задумались над этим вопросом и решили использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «Сторисек».
«Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс. «Сторисек» - это мешок, в котором находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение.
Идея СТОРИСЕКА заключается в получении удовольствия от совместного громкого чтения реб нка и родителей или педагогов. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиокассет и др.). Изобретатель сторисека, Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на реб нка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс созда т игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио.
По мнению Нейла Гриффитса, обучая реб нка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше реб нок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь реб нку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?»
Цель сторисека :
• разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач;
• получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.
Задачи сторисека :
• чтение хороших книг;
• расширение кругозора;
• пополнение и расширение словарного запаса;
• развитие навыков осмысленного чтения;
• развитие навыков обсуждения художественного произведения;
• развитие социальных навыков;
• развитие самоуверенности;
• стимулирование интереса к книге.
В состав сторисека входят :
•художественная книга;
•мягкие игрушки, пальчиковый театр, театральные куклы - портотипы героев книги и реквизит к книге;
•маски, костюмы для драматизации по произведению;
•научно-популярная книга;
•CD диск с записью произведения, DVD диск с мульфильмом или фильмом;
•речевые игры по теме произведения, раскраски – иллюстрации к произведению;
•шпаргалки для педагогов и родителей с вопросами для беседы с детьми о прочитанном;
•игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей»; •игровая ситуация и прочее.
«Громкое чтение — это театральное представление, которому можно научиться», — говорит Нейл Гриффитс.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить художественную книгу. Игрушки изображают главных героев книги; они развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев.
Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книге, расширяет и дополняет е научно- познавательными фактами на доступном детям языке.
На ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков необходимы речевые игры. Они являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности художественного произведения. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям.
Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.
Работа по внедрению сторисека проводится в несколько этапов.
Этапы работы над созданием СТОРИСЕКА
Подготовительный этап, в котором выбирается произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
1. Выбирается книга.
Критерии отбора книги:
- книга должна соответствовать возрасту детей;
- наличие в книге качественных, красочных иллюстраций.
2. Подготавливается мешок (чемодан, коробка) для комплекта материалов.
Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. В своей работе мы использовали сундук, который вместе с детьми украшали, раскрашивали. Внутри находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
3. Подбираются компоненты для комплекта:
-Дидактические игры по сказке «Рукавичка».
-Научно-популярные книги
-Аудиозапись сказки
-Обучающие карточки «Дикие животные»
-Маски для инсценировки сказки
-Разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр на палочке,
театр кукол из капрона (изготовлен совместно с родителями и педагогами)
-Трафареты с животными
-Раскраски по сказке
-Серия картинок по сказке «Расскажи сказку по картинке»
-мнемотаблицы
4. Разрабатываются речевые игры, стихи, загадки, развлечения по произведению.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» : списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); консультации; примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
В течение недели из мешка (сундука) достаем компоненты и используем в организованной образовательной деятельности и в различных режимных моментах.
Основной этап
1. Работа с художественным произведением:
- Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
- Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.
Вопросы для характеристики главного героя:
- Кто из героев сказки запомнился больше всего? Почему?
- Кто главный герой сказки?
-Какими качествами он обладает? (жадный, смелый, отзывчивый, злой, щедрый, добрый и т. д.)
2. Выполнение заданий для усиления эмоционального и смыслового восприятия текста.
-Работа с научно-популярной книгой, связанной с произведением.
-Коллективное прослушивание аудиокниги (во время прослушивания предлагаем детям раскраски, трафареты).
- Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимы необходимо изобразить героев произведения и предложить отгадать остальным детям.
-Отгадывание загадок о героях произведения.
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Длиннохвостая малышка в серой шубке – это (мышка)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица
Вот такая небылица. (Лягушка)
Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк в тревоге,
От беды уносит ноги
Ну – ка быстро отгадай-ка.
Как зверёк зовётся? (заяц).
Заяц зайцу говорит
Мне б его да аппетит
В аппетите мало толку
Мне бы зубы как у… (волк).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь).
- Игра «Проведи героев по дорожке к рукавичке»
- Игра «Собери математический пазл» и расскажи об изображенном герое сказки.
-Игра «Собери сказку». Ребёнку предлагаем восстановить последовательность событий сказки при помощи картинок.
-Математическая игра на ориентировку в пространстве «Лиса и рукавичка». Детям предлагаются картинки с изображением солнца, елок, дорожки, рукавички. Ребёнок по словесной инструкции воспитателя (вверху, внизу, справа, слева) располагает предметы на фланелеграфе.
-Рассказ о герое по мнемотаблице.
- Упражнение «Расскажи сказку по картинке», используя серию иллюстраций.
-Пальчиковая гимнастика по сказке.
-«Веселые скороговорки»
Заяц, заяц, чем ты занят?
Кочерыжку разгрызаю.
А чему ты, заяц, рад?
Рад, что зубы не болят. Волки, вы ли ночью выли?
Возле леса вы ли были?
Вы спросили, были мы ли?
Были, ноги в речке мыли.
Прорычал медведь в берлоге.
Прорычал барсук в норе.
Промычали, промолчали.
И проснулись на заре. Три козы
Среди лозы
Схоронились от грозы.
Вот и кончилась гроза.
Козы здесь. А где лоза?
-Творческое задание «Укрась рукавичку», «Домик для зверят». Предложить детям вырезать детали для оформления рукавички и выполнения аппликации домика.
-Игра «Подбери пословицу к сказке»
- Подвижная игра «Найди следы медведя, волка, зайца и т. д.».
- Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей», используя блоки Дьенеша, палочки Кюинзера.
- Игровая ситуация «Угостим зайца морковкой и скажем ему добрые слова».
-Танграмм
Мы предлагаем данные компоненты СТОРИСЕКА.
В зависимости от поставленных целей и задач, вы можете выбрать из данных и дополнить своими компонентами, используя их на различных занятиях и в режимных моментах.
Завершающий этап
На данном этапе собираются впечатления о книге. Проводится драматизация или режиссерская игра по произведению.
-Театрализация произведения с использованием масок героев сказки «Рукавичка».
-Инсценировка сказки с помощью кукол Бибабо, пальчикового театра для детей другой группы, сада.
-Театрализация сказки «Рукавичка» родителями воспитанников.
Технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе развивающей деятельности. Технология является мощнейшим средством вовлечения родителей в образовательную деятельность.
А также способствует решению поставленных задач и достижению планируемых результатов.
У детей отмечается:
1. Правильное произношение поставленных звуков в повседневной речевой деятельности.
2. Развитая связная речь и речевое общение.
3. Развиты ритмичность речи, её интонационная выразительность, модуляция голоса.
4. Отработан навык согласования частей речи.
5. Расширен и активизирован словарь.
6. Развиты речетворческие способности.
7. Развиты актерские способности.
Использование современной технологии в работе даёт возможность детям не только прочитать, но и «потрогать сказку».
Педагогическая находка оказывает огромную помощь в повышение мотивации у воспитанников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.
Нам, как педагогам, эта технология помогла привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности, активизировать познавательный интерес детей, формировать информационную культуру у детей, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!