Сергачева Светлана
Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
1. Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Публикация «Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
2. Эмоционально рассказывается сказка, и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
3. Дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши», «Братьев Гримм», ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
4. Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно - логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Выразительные движения
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Так, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен «Снежная Королева).
- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).
- Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Творческие задания
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
- Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
- Изготовление костюмов - нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой - либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в круг – «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются)