Лучший педагог года

Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками

Татьяна Заренбина
Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические

качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности,

воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.

Примерная структура прогулки-похода

- Организационный момент: сбор, перекличка и проведение инструктажа.

- Движение группы до привала. Возможны короткие остановки,

как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.

- Привал — конечный пункт прогулки-похода. Место должно

Публикация «Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками» размещена в разделах

быть удобным для отдыха, где есть возможность, например, устроить

пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т. д.

- Сбор детей и уборка территории после привала.

- Движение группы до детского сада. Возможны короткие остановки для отдыха и наблюдений.

Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь

ребенка. Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной, прежде всего формой, содержанием и необычностью организации. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста.

Прогулки- -походы не могут проводиться часто, постольку требует серьезной подготовки со стороны как воспитатели. так и детей

Оптимальное количество таких прогулок — 2—3 в год.

Организация прогулок- походов предусматривает их планомерную подготовку.

Алгоритм подготовки прогулки-похода

1. Определение маршрута прогулки-похода

2. Согласование маршрута с администрацией дошкольной образовательной организации.

3. Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.

4. Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.

5. Подготовка необходимого снаряжения.

6. Подготовка к проведению инструктажа для участников похода

(определение даты, времени и продолжительности прогулки- похода, рекомендации по экипировке туриста — форме одежды и содержанию

рюкзака).

Предварительная работа с детьми может включать проведение

бесед организацию игр—эстафет, чтение художественной литературы

и просмотр видеоматериалов туристической направленности.

На таких прогулках дети узнают мною нового например, о том,

что для походов требуется особое снаряжение. которое редко используется в обычной жизни: палатка, рюкзак, котелок, спальный мешок и

тп. Обогащается словарный запас дошкольников. формируются представления о таких понятиях, как «турист». «привал», «маршрут» и др.

Очень важно объяснить детям правила поведения в походе: необходимо подчиняться руководителю похода. быть организованными, согласовывать свои действия с действиями окружающих, соблюдать правила безопасности.

При проведении прогулок—походов необходимо соблюдена правила

безопасности:

— движение группы должно осуществляться по определенному и спланированному маршруту;

- детей должны сопровождать взрослые (не менее двух на группу)

-необходимы присутствие медицинского работника и наличие аптечки;

-Нужно проводить перекличку по списку несколько раз в течении всего похода

-одежда должна соответствовать сезону и погоде, головной убор обязателен;

-при переходе улиц и дорог нужно строго соблюдать правила дорожного движения;

- необходимо соблюдать питьевой режим (с собой лучше взять обычную кипяченую воду)

Прогулка-поход может содержать и сюрпризный момент, например, неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность, а так же подвижные и спортивные игры.

По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник.

Прогулки-развлечения. В жизни детей дошкольного возраста праздники и развлечения - это яркие и радостные события. Они способствуют проявлению у них положительных эмоции, поднимают настроение.

Прогулки-развлечения чрезвычайно многообразны вариативны, поскольку зависят не только от тематической направленности и смысловой насыщенности. Например, к детям могут прийти знакомые первоснажи

(Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка, а также герои популярных

мультфильмов (Фиксики, Даша-следопыт и др.). Содержание такой

прогулки будет зависеть от персонажа. Даша-следопыт отправится

путешествовать с детьми в поисках чего-либо интересного, а Фиксики

помогут детям смастерить кормушку.

Задачи прогулок-развлечений — осуществлять эмоциональную и

психологическую разгрузку детей; создавать позитивный эмоциональный фон; удовлетворять потребности в двигательной активности.

Интересным вариантом прогулок-развлечений выступает прогулка с персонажем. Их хорошо использовать для мотивации детей на

определенный вид деятельности. Персонаж помогает заинтересовать

дошкольников привлечь их к совместной игровой деятельности

наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать.

Персонаж может научить детей играть в новую игру или попросить

показать игру, которую дети уже знают.

Очень важен момент подбора персонажей, которые использует

воспитатель на прогулке. Ими могут быть сказочные герои (Буратино.

Незнайка, дед Мороз, Снегурочка)‚ знакомые детям игрушки, герои мультфильмов.

Вариантов использования персонажей на прогулке множество.

Например, по всему участку расставляются знакомые детям игрушки

(птицы): ворона, воробей, сорока, снегирь, синица (4—5 фигур одновременно). Дошкольники самостоятельно находят их, рассматривают, воспитатель предлагает разнообразные игры, читает про них стихи

или рассказывает короткие увлекательные истории.

Младшие дошкольники, выйдя на прогулку, могут неожиданно

встретить знакомые игрушки (зверей): медвежонка, лису, зайца,

волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. В младшем дошкольном

возрасте целесообразно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка

окажется для детей новой — это вызовет у них дополнительный интерес. В таком варианте воспитатель может проводить прогулку без

помощников, самостоятельно, играя роль персонажа, разговаривая

за него.

Для поддержания интереса у детей, развития их внимательности

время от времени рекомендуется вносить в сценарий изменения: зимой на медвежонка надевают шапку, волку — варежки, в летнее время

лиса появляется в ярком платке, зайчик —— в фартуке, а мишка — в

красной рубахе и т. д.

Особо полюбившиеся детям герои мультфильмов будут встречены

с радостью. Знакомые персонажи мультфильмов, например, могут

рассказать о правилах безопасного поведения в разных ситуациях.

Это поможет воспитателю решить задачи программы по разделу

«Безопасность».

Роль персонажа-героя может играть взрослый (педагог другой

группы, родитель) или ребенок старшего возраста. В гости к детям

может прийти полюбившийся герой прочитанной книги. Он расспросит ребят о жизни в детском саду, попросит показать спортивную площадку, научит новой игре.

Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь‚ Знаика и

Незнайка и др.). Так детям их легче воспринимать. Кот Матроскин

и пес Шарик поиграют с детьми на участке, а воспитанники расскажут гостям, что и где растет на территории детского сада. С детьми можно вспомнить эпизоды их приключений или вместе совершить новые.

Прогулка с персонажем очень близка к проведению досуга на

свежем воздухе, по не ограничена жесткими временными рамками

В понравившуюся игру с персонажем (по желанию детей) можно

поиграть несколько раз, при этом пусть часть детей занимается самостоятельной игровой деятельностью. Прогулки с персонажем должны

заранее планироваться, а сценарии таких прогулок — детально продумываться.

Прогулки- события. Прогулки- события обогащают знания детей, расширяют их представления об окружающем мире, удовлетворяют потребность в опытах и экспериментах, развивают творчество, поддерживают интерес к прогулке как к режимному моменту, формируют желание выходить на прогулку.

Прогулка- событие посвящается определенной теме (День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли или установили игровой комплекс, спортивное оборудование, привезли песок)

Она поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.

Содержанием прогулки-события может стать продолжение темы дня, например, «День матери», «День друзей», «День моря» и др.

На тематической прогулке педагог отмечает вместе с детьми какое- то событие или проводит беседу на определенную тему, а также уточняет, закрепляет знания, полученные на занятиях, совершенствует те

или иные навыки и умения.

Хорошо предвосхитить Прогулку—событие небольшим анонсом,

например, повесить в раздевалке объявление или афишу. В анонсе

можно рассказать, какое событие предстоит сегодня на прогулке.

Ожидание предстоящей прогулки и она сама создают у ребенка радостное настроение.

Задача таких прогулок — способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности.

Для успешного осуществления этой задачи в первую очередь

следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у

детей будет поддерживаться подбором разнообразного выносного

материала, продумыванием содержания. Для ребенка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с определенной темой или событием.

Прежде, чем отправляться на прогулку за пределы участка, воспитателю лучше пройти весь маршрут заранее и предусмотреть, где будут двигаться дети, в каком месте удобнее провести наблюдение, где можно рассмотреть достопримечательности, праздничное украшение улиц и домой, где поиграть с детьми в подвижную игру. Прогулка- событие проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

С младшими дошкольниками можно организовать прогулку-событие на территории детского сада. Сколько радости у них вызывает новый песок в песочнице. Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для такой прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи, как разместить детей вокруг песочницы, если она небольшая, какие строительные и сюжетные игры предложить.

Примерная структура прогулки-события

1. Организационный момент- сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии

2. Ознакомление с темой прогулки- ввод в события

3. Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и другое

4. Самостоятельная творческая деятельность детей

Кратность прогулки-события может зависеть от реальной жизни детского коллектива, событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такое прогулки не нужно планировать слишком часто.

Спортивные прогулки. Спортивные прогулки – особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельность посвящено спортивной тематике.

Задачи спортивной прогулки: укреплять здоровье детей; осуществлять профилактику утомления, оптимизировать двигательную активность.

При правильной организации такие прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в спортивных прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и ЗОЖ.

Спортивные прогулки проводятся не реже 1-2 раз в месяц - в те дни, когда проходят занятия, требующие большой умственной нагрузки, или занятия по художественному творчеству.

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью с играми малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

Организация спортивной прогулки предполагает ознакомление, детей с различными видами спорта, спортсменами. Поэтому возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у детей интерес, желание заниматься спортом.

Важный этап проведения спортивной прогулки — накопление опыта общения с различным спортивным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д. А поскольку на спортивной прогулке дети играют вместе с воспитателем или воспитателем по физической культуре, они овладевают навыками быстрее, чем при объяснении.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, велосипедах, самокатах; к спортивным играм-городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, волейбол, серсо, кольцеброс и др.

Спортивные игры и упражнения дают детям возможность по-настоящему ощутить спортивный азарт и их пользу.

Спортивные прогулки не могут быть насыщены только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например: дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта лишний», «Узнай по силуэту», «Кто назовет больше видов спорта с мячом» и т. д., игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге?», игры на воображение («Изобрази вид спорта»). Необходимо включать и литературный материал: загадки, считалки, стихи.

Спортивные прогулки требуют особой предварительной работы.

Со старшими детьми можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде.

Можно ввести сюж. роль. игры(«Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч») где присутствуют роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

С младшими дошкольникам на спортивной прогулке можно играть в разнообразные подвижные игры сюжетного характера с разными основными движениями. Например, соорудить условные спортивные площадки, где старшие дети будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать из определенным двигательным навыкам.

Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошк. возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и тд. Хорошо вспомнить народные игры и игры нашего детства: городки, классики, штандер.

Структура спортивной прогулки

• Организационный момент или вводная беседа

• Подвижные спортивные игры

• Спортивные упражнения

• Самостоятельная деятельность детей

• Индивидуальная работа по различным направлениям воспитанников

• Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

Спортивные прогулки представляют детям свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов задания, игр, упражнений). В них учитываются интересы, желания детей они не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.

Прогулки - трудовые акции. Особенность планирования прогулок - трудовые акций – выполнение трудовых поручений, включение детей в различные формы труда на улице в соответствии сезоном и погодными условиями. При этом общая двигательная активность дошкольников не снижается.

Прогулки по типу «трудовая акция» следует проводить регулярно, но не чаще 2-3 раза в месяц. На них значительное количество времени отводится занятиям трудовой деятельности с определенной целью. Чтобы не утомлять детей однообразием, стоит подобрать несколько видов поручений, которые последовательно сменят друг друга и при этом логически связаны между собой.

На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда – результат совместной работы. Труд в природе связан с расширением кругозора детей и получением доступных знаний. В труде сочетаются умственные и волевые усилия. Помня, что труд детей в природе создает благоприятные условия для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели в каждой возрастной группе создают условия для трудовой деятельности.

Младших дошкольников привлекают к выполнению простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дети 4-5 лет выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе со взрослыми на участке выращивают овощи и цветы, поливаю грядки, клумбы, собирают овощи. При этом воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, вырабатываются навыки несложной коллективной работы. Старшие дошкольники учатся трудиться в любой сезон. Осенью на своем участки дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья. Дошкольников привлекают к участию в пересадке растений из грунта в уголок природы, а так же в перекопке грядок и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой дети могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм. Весной – перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду и в цветнике. Летом – рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай.

Детей учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное на трудовые действия для детей на прогулке в старшем возрасте, составляет не более 30-40 мин.

В процессе выполнения трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки на каждого ребенка в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Трудовые операции необходимо чередовать, учитывая их характер.

Детям необходимо разъяснять правила безопасного обращения с предметами, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. Прогулки – трудовые акции могут содержать и сюрпризные моменты. Например, неожиданное задание, предложенное детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем. Педагог старается подвести старших дошкольников к осознанному представлению о значимости труда, развивает желание и потребность в получении определенных трудовых умений. Такие прогулки организуются на территории детского сада и носят четко выраженный сезонный характер. Они сочетают в себя наблюдения (за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе) и совместную трудовую деятельность детей и взрослых.

Обычно прогулка – трудовая акция носит плановый характер, но в некоторых случаях нужно срочно вызвать на помощь «десант». Предположим, выпал снег, и малыши не могут пройти на свой участок, дворник не успевает почистить все дорожки. Тогда можно обратиться за помощью к старшим детям. Иногда снег необходим – например, для спортивных соревнований, - только площадка должна быть утоптанной. Группа детей с радостью пройдется змейкой за воспитателем по территории спортивной площадки, а если позвать несколько групп, то змейка получится очень длинной, и работа будет выполнена быстрее, чем ее сделала бы снегоуборочная машина. В конце прогулки необходимо дать оценку проделанной работе, например, сказать, как стало красиво на клумбе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр» Консультация для родителей: «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр». 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание,.

Методические рекомендации «Организация туристических прогулок-походов в детском саду» Пояснительная запискаВведение: Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок Спортивные прогулки- особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Дыхание - важнейший физиологический процесс,.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его,.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Рекомендации по проведению тематических прогулок-развлечений .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками
Опубликовано: 23 августа 2018 в 12:22
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заренбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД