Ирина Каталова
Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы.
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Увлекаясь телепередачами и компьютерными играми, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей.
Публикация «Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Психологи утверждают и практика работы с дошкольниками доказывает, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок остается наедине со своими проблемами, страхами.
Изучив особенности формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что активное восприятие литературного произведения формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного детства и влияет на его эмоциональную сферу. Исходя из этого был составлен комплекс занятий, игр и упражнений по ознакомлению с произведениями юмористического содержания. При чтении художественных произведений с юмористическим содержанием дети увлеченно слушали и знакомились с героями произведений, их переживаниями, эмоциями. Некоторые из детей сами эмоционально реагировали на прочитанное. В процессе художественно-эстетического занятия дети с удовольствием рисовали красками, лепили из пластилина героев произведений, легко включались в игровую ситуацию. Очень большую радость доставили детям театрализованные представления по сюжетам прочитанных произведений. Занятия доставляли массу ярких впечатлений, способствовали эмоциональному раскрепощению детей.
Комплекс занятий, игр и упражнений по формированию чувства юмора у дошкольников
Формы работы Цели и задачи
Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха». Знакомить детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий. Воспитывать духовную культуру; научить эмоционально реагировать на прочитанное.
Занятие по лепке на тему: «Герои сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» (по выбору). С помощью пластилина вылепить понравившегося героя, передать его мимику, движение, эмоции. Развивать воображение, чувство юмора, наслаждение от своей работы.
Театрализованное представление отрывка «Муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы Мухи». Актуализация чувства радости; расширение представлений детей об эмоциях; развитие речи.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака; учить воспринимать содержание произведения; развивать поэтический слух, чувство юмора.
Игра «Одень куклу правильно». На примере стихотворения учить правильно и последовательно одевать куклу; неудачи воспринимать позитивно, с чувством юмора.
Театрализованное представление отрывка стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Доставить детям радость и наслаждение от своей работы; воспитывать в детях чувство коллективизма, внимательность, ответственность, чувство комичности.
Чтение стихотворений Г. Остера «Вредные советы». Познакомить детей с творчеством Г. Остера; учить воспринимать содержание произведений; учить детей эмоционально реагировать на прочитанное.
Рисование героев из стихотворений Г. Остера «Вредные советы» (по выбору). Учить детей с помощью рисунка передать чувства, эмоции, мимику героев и свои личные переживания.
Беседа с детьми на тему «Вредные (полезные) советы». Поговорить с детьми о правильном поведении, на некоторых ситуациях задержать особое внимание.
Художественная литература оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка» .
Активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства. Смеясь, дети учатся жить, размышлять, чувствовать.