Любовь Джумагазиева
Профессиональное «выгорание» у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика профессионального «выгорания» у педагогов
Что же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?
«Профессиональное «выгорание»:
«это неблагоприятная реакция человека на стресс,
полученный на работе, включающая в себя
психофизиологические и поведенческие компоненты
«выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.»
(Гринберг Д., 2002)
Публикация «Профессиональное „выгорание“ у педагогов» размещена в разделах
Профессии педагога и психолога специальности, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.
Почему это происходит?
- Профессия педагога относится к публичным профессиям, т. е. педагог ежедневно общается с огромным количеством людей (детей, родителей, коллег) это требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение;
- Работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний;
- Педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом и как следствие низкая степень социальной адаптации: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д. ;
- Педагоги вынуждены беспрестанно повышать свой профессионализм, чтобы быть в курсе инновационных технологий и соответствовать предъявляемым требованиям что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Что же делать? Какая возможна профилактика?
Психологи приводят следующие советы, которые помогут педагогам справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.
Так, они предлагает сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
6. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.
(Гринберг Д.)
Тренинг – как форма профилактики профессионального «выгорания»
Эффективность использования тренингов в работе с педагогами
Чем может помочь тренинг?[/b]
- Поможет справиться с негативными эмоциями и стрессом, восстановить силы;
- Научит практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции;
- Повысит профессионализм и компетентность в вопросах психологии;
- Будет способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов.
Используемые формы работы в тренинге:
- Игры-приветствия, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения - помогут справиться с негативными эмоциями и стрессом и восстановят силы;
- Мини-лекция в тренинге включающая теоретическую базу по теме встречи - повысит профессионализм и компетентность в вопросах психологии;
- Практические упражнения, тесты, арт-терапевтические техники и методики - научат практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции и будут способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов.
ИГРАЮТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И ВЗРОСЛЫЕ.