Татьяна Иус
Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –
• рабочая зона,
• активная зона,
• спокойная зона.
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :
• принцип открытости и доступности;
• гибкого зонирования;
• стабильности;
• динамичности развивающей среды;
• полифункциональности.
Все групповое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Центр природы.
Расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, Акватеррариум с морской черепашкой, аквариум с рыбками; «огород на окне»;песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)
Центр «Мир театра».
«Детский театр» находится рядом с музеем «Куклы». Дети воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (настольный театр; пальчиковый театр;маски, шапочки животных,элементы костюмов;театр мягкой игрушки;деревянные фигурки; маски героев, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления, размещены материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.
Центр «Занимательная математика»
Для умственного развития создан математический уголок: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур; блоки Дьенеша с приложениями;
Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.
Уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.
В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портретыавторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер.
Атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы-заместители.
Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах
В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изо деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
• белая бумага, разного формата
• цветной картон,
• восковые мелки,
• карандаши,
• гуашь и кисти разного диаметра,
• трафареты,
• образцы для рисования
• пластилин, доски, стеки
• предметы искусства,
• бросовый и природный материал для художественного труда.
• книжки-раскраски с образцами;
• акварельные краски, восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;
• пластилин, наборы для детского творчества;
• инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
• магнитная доска;
• клеенчатые салфетки, банки, подставки;
В бытовой зоне располагается уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.
Модель нашей развивающей среды включает инновационные компоненты в виде мини-музеев. Такой мини-музей «Кукол» размещён в раздевалке и представляет собой деревце, на ветвях которого фото о жизни детей в детском саду.
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.