Паврозник Наталья Григорьевна
Методические рекомендации «Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы» для 7 класса
▼ Скачать + Заказать документы
В Концепции модернизации российского образования четко определены новые приоритеты образования: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».
Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников ключевых компетенций : гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда, здоровый образ жизни.
Публикация «Методические рекомендации „Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы“ для 7 класса» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Психология подростка
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Красной строкой в концепции проходят слова об «успешной социализации» учащихся. Это значит, что в процессе воспитания детей мы должны видеть социально-педагогическую составляющую: взаимоотношения ребёнка с социумом, влияние на него таких факторов социализации как семья, сверстники, институты социального воспитания.
Эта проблема может решаться на основе создания социально-развивающей образовательной среды и на базе воспитания ключевых социально-личностных компетенций.
А. В. Хуторской выделяет семь «ключевых» образовательных компетенций :
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
Учебно-познавательная компетенция
Информационная компетенция
Я бы хотела остановиться на формировании последней. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также окружающем мире.
Работа с различными текстами развивает способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Вместе с тем анализ результатов выполнения лицеистами заданий, связанных с работой с текстами, показал, какие из наиболее типичных универсальных учебных умений у обучающихся либо не сформированы, либо сформированы на низком уровне.
Так, например:
Ученики недостаточно владеют различными способами чтения: просмотровым (ознакомительным, поисковым, регрессивным, прицельным (с ориентацией на отбор информации);
Учащиеся затрудняются при работе с несплошными (составными) текстами, включающими различного рода «вставки»;
Школьникам сложно дать ответ в развернутой письменной форме, выявить авторскую позицию, сформулировать и аргументировать собственную;
Учащиеся не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину текста;
Ученики невнимательны к деталям, порой весьма значительным.
Определяя условия, которые могли бы способствовать формированию информационной компетенции у учащихся, нужно обратить внимание на важную роль личностно-деятельностного подхода к образованию, который проявляется и проверяется только в процессе выполнения определенным образом составленного комплекса действий. А учебный материал по истории рассматривается как база для формирования общеучебных умений и навыков: выделять проблему, ставить задачу, намечать план её решения, реализовывать план, анализировать полученные значения. Одним из способов формирования выше названных навыков является решение компетентностно-ориентированных задач, которые составляются на основе текстов исторических источников.
Примером использования такого способа является решение задачи «Смута в Московском государстве» при изучении темы «Россия на рубеже XVI - XVII веков».
Урок «От Б. Годунова до М. Романова: лица и события»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок решения информационной задачи.
Цель: Закрепить и систематизировать знания важнейших фактов данного периода.
Задачи:
Раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов.
Формировать информационные умения и навыки : ориентироваться в структуре разного рода текстов; извлекать из текста информацию, критически её оценивать; отбирать информацию для выдвижения гипотезы, формировать доказательства; определять позицию автора; реконструировать аргументы; выражать и обосновывать собственную позицию.
Воспитывать гордость за своих предков в трудных условиях отстоявших независимость Родины.
Оснащение: раздаточный материал: отрывок из работы историка С. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве» (для каждого ученика). Интерактивная доска Smart с программой SmartNotebook, презентация урока.
Ход урока
I этап
Оргмомент
Целеполагание: учащимся предлагается ещё раз прочитать тему урока, подумать и сказать, чем мы будем заниматься на уроке. Можно к теме урока добавить иллюстрацию штурма Москвы ополченцами на интерактивной доске. Обычно этого достаточно, чтобы учащиеся пришли к выводу, что на уроке мы ещё раз вспомним события и участников смуты.
II этап
Учитель подтверждает выводы учащихся, но говорит о том, что вспомним мы Смуту в ходе решения задачи. При решении этой задачи необходимо извлечь из исторического текста как можно больше информации.
Учитель раздает учащимся текст и вопросы к нему (см. раздаточный материал). Этот же текст появляется на интерактивной доске.
III этап
Учащиеся читают текст и выполняют задания. На этот этап обычно отводится 10-15 минут в зависимости от уровня обученности и обучаемости учащихся.
IV этап
На данном этапе проверяется правильность выполнения заданий. Учащиеся по желанию выходят к интерактивной доске и используя её функции дают ответы, остальные учащиеся и учитель определяют их правильность.
1 задание: С чего началась Смута, по мнению С. Ф. Платонова? ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации)
Учащийся при помощи курсора подчеркивает синей линией необходимую фразу в тексте на интерактивной доске.
Правильный ответ 1 балл «началась открытая Смута рядом боярских открытых интриг». Ребята подтверждают или опровергают ответ, следующий щелчок по доске меняет цвет букв правильной фразы и можно сравнить ответ учащихся и правильный ответ.
2 задание: На что были направлены боярские интриги, по мнению автора? ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации)
Следующий учащийся подчеркивает необходимую фразу в тексте на интерактивной доске.
Правильный ответ 1 балл «… на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть, впоследствии - престол». Вновь ответ ученика сравнивается с правильным
3 задание: Чьим регентом был Б. Годунов, когда он был избран на царство и кем? ( деятельность: привлечение дополнительных знаний, аргументация).
Правильный ответ 3 балла.
а) Фёдора Ивановича, сына Ивана IV - 1 балл
б) 1598 год
в) Земским собором
Учащийся дает ответ, затем сравнивает свои ответы с ответом на интерактивной доске (открывая шторку.
4 задание: О каких Дмитриях говорится в тексте? ( деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний)
Правильный ответ 6 баллов.
а) в первом случае - о Лжедмитрии I (Григории Отрепьеве) – 2 балла
б) во втором случае – о Лжедмитрии II – 2 балла
в) царевич Дмитрий – сын Ивана IV, погибший в 1591 году – 2 балла
Один из учащихся дает ответ и открывает шторку на интерактивной доске, проверяет правильность ответа.
5 задание: Каковы причины свержения Шуйского? Приведите цитату из текста ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация).
Правильный ответ 2 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте на интерактивной доске, озвучивает её.
«Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством».
Чтобы проверить правильность ответа, учитель щелкает курсором мыши по доске. Нужная цитата меняет цвет. И можно установить совпала ли она с той, что подчеркнул ученик.
6 задание: Докажите цитатой из текста, что на борьбу против иностранной интервенции поднялся весь русский народ ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации).
Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте. После щелчка по доске правильный ответ меняет цвет букв.
«Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие».
7 задание: Кто создал первое ополчение и какова его судьба? Приведите цитату из текста, подтверждающую ваше мнение (деятельность поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, привлечение дополнительных знаний, аргументация).
Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся отвечает, затем убирает шторку на интерактивной доске и появляется правильный ответ.
а) Ляпунов – 1 балл
б) ополчение распалось после убийства Ляпунова – 1 балл
в) «Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды…» - 1 балл
Ответ ученика сопоставляют с ключом.
8 задание: Кто и когда освободил Москву от поляков. Подтвердите ваше мнение словами текста ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор информации, привлечение дополнительных знаний).
Правильный ответ 4 балла.
а) нижегородское ополчение - 1 балл
б) во главе с Мининым и Пожарским – 1 балл
в) в октябре 1612 года – 1 балл
г) «создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва …» - 1 балл
После ответа ученик убирает шторку и сравнивает свой ответ с ключом.
V этап
После завершения работы над заданиями и проверки результатов наступает один из самых ответственных и значимых этапов работы – детальный анализ правильных и, главное ошибочных ответов. Для обсуждения предлагаются вопросы:
На какие задания даны верные ответы и почему?
Что сделано неверно и почему?
Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?
Почему выстроили неверное умозаключение?
На что не обратили внимания при чтении?
VI этап
Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учащихся. Д/з – составить кроссворд по данной теме.
Если позволит время урока, можно провести викторину: «Лица Смутного времени».
Пользуясь предложенной ниже шкалой, можно определить примерный уровень грамотности чтения учащихся.
Уровень грамотности чтения (% набранных баллов при решении задачи)
Высокий (100-75%) Средний (74-50 %) Нижний (49 % и менее)
Надо отметить, что учащиеся с большим желанием и интересом воспринимают такую форму работы. По их отзывам, при выполнении заданий в форме учебных задач они учатся работать самостоятельно, вдумчиво, чувствуют себя исследователями.
Важно также и то, что работа с компетентностно-ориентированными задачами и последующая рефлексия на основе их решения способствуют развитию у учеников важнейших логических приемов мышления; анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, классификации, что интенсивно влияет в целом на уровень интеллектуального развития личности.
Результативность данной методики можно отследить на основе предложенной выше шкалы.
1 задача «Смута в Московском государстве»
2 задача «Петр I в Кенигсберге»
Уровень грамотности чтения
1 задача
Уровень 7а 7б 7в 7г 7д Итого
Высокий 5 4 6 3 4 22
Средний 14 17 13 19 20 83
Нижний 7 6 6 5 - 24
2 задача
Уровень 7а 7б 7в 7г 7д Итого
Высокий 10 7 11 5 9 42
Средний 15 15 13 16 15 74
Нижний 1 5 1 6 - 13
Динамика: при решении 1 задачи 24 ученика находились на нижнем уровне грамотности чтения, а при решении 2 задачи только 13 учеников. Увеличилось число учеников вышедших на высокий уровень грамотности чтения с 22 до 42.
Универсальные умения, формируемые при решении компетентностно-ориентированных задач, чрезвычайно актуальны для успешной сдачи выпускниками 9 и 11 классов ЕГЭ, особенно части «С». А успешность выпускников лицея в ходе итоговой государственной аттестации – это залог их конкурентоспособности при поступлении в высшее учебное заведение, в достижении ими социально значимых личных целей.
Раздаточный материал. Из работы С. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»
«Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой последовательности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть, впоследствии – престол. Эти интриги открылись тот час после смерти Грозного и разрешились регентством, а затем воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принимали пассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество на ней Шуйскому… Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура. Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды… Тогда сложилась, наконец, программа действий… создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки».
1. С чего началась Смута, по мнению С. Ф. Платонова?
2. На что были направлены боярские интриги, по мнению автора?
3. Чьим регентом был Б. Годунов, когда он был избран на царство и кем?
4. О каких Дмитриях говорится в тексте?
5. Каковы причины свержения Шуйского? Приведите цитату из текста.
6. Докажите цитатой из текста, что на борьбу против иностранной интервенции поднялся весь русский народ.
7. Кто создал первое ополчение и какова его судьба? Приведите цитату из текста, подтверждающую ваше мнение.
8. Кто и когда освободил Москву от поляков. Подтвердите ваше мнение словами текста.