Екатерина Назарова
Педагогический проект «Вода-источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Вода – источник жизни на Земле»
«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни : ты – сама жизнь!»
Антуан де Сент Экзюпери.
Старшая группа общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Назарова Е. А.
Тема: «Вода – источник жизни на Земле»
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Публикация «Педагогический проект „Вода-источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Длительность: краткосрочный - 3 месяца.
Участники:
• Педагоги : воспитатель группы, младший воспитатель.
• Дети старшей группы.
• Родители и другие члены семьи.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
I этап. Целеполагание
Проблема: «Почему про воду говорят наш помощник?» вопрос мальчика Семена.
Актуальность: Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету – планета Вода? Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала. Вода – волшебница : она может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой! Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы, каждый день, подтачивая их и превращая в песок. Да-да, песок – это то, что осталось от огромных гор.
Ответы детей:
1. Что мы знаем?
Даша Я: Что в воде живут рыбы.
Кирилл: Она грязная.
Саша: В воде есть водоросли.
Василина: В воде лежат камни.
Шахпери: Она сырая.
Мирон: Она жидкая.
Лиза: В воде песок.
Семё н: В воду может попасть бензин. Стоит гидроэлектростанция.
София: В море вода солёная.
Богдан: Вода наполняет реки.
2. Что хотим знать?
Семё н: Зачем нужна вода? Почему вода наш помощник?
Даша Я. : Где живут дельфины?
Софа: Где живут киты?
Все: какой бывает вода? Почему она полезная, какая вода полезная?
II этап – аналитический
3. Где найдем ответы?
Мирон: подумать, в библиотеке.
Даша Я. : в книгах.
Богдан: в музее.
Кирилл: посмотреть по телевизору.
Семё н: посмотреть в интернете.
Шахпери: спросить у родителей.
4. Что надо сделать для того, чтобы узнать?
Совместное планирование
1. Работа с детьми
• Социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед.
• Чтение и последующий анализ художественных произведений.
• Обсуждение и проигрывание ситуаций.
• Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
• Совместно с детьми подготовить рисунки для акции «Берегите воду!».
• Создание альбома творчества детей.
• Схематично обрисовать «Зачем человеку вода», правила пользования воды.
• Материалы для организации творческой и познавательной деятельности:
Рассматривание иллюстраций на тему поведения. Альбом «Кому и зачем нужна вода». Подбор книг для рассматривания и чтения.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (подбор атрибутов).
Конструирование из различных материалов: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, из бумаги, бросового материала; дидактические игры.
Трафареты и раскраски, материалы и инструменты для рисования и лепки.
Совместная игровая деятельность детей, воспитателя.
Составление перспективного плана реализации проекта.
2. Формы взаимодействия с семьей:
• Познакомить родителей с проектом.
• Привлечь к сотворчеству по теме проекта.
• Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия:
Сбор информации, художественной литературы, иллюстраций.
Папки-передвижки: «О пользе плавания», «Экспериментируем вместе»
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
III этап – основной
Цель: расширение представлений детей о воде, о пользе воды, ее свойствах, состояниях.
Задачи:
• Расширять знания детей о воде, ее обитателях, о пользе воды, ее свойствах, состояниях.
• Провести совместно с детьми ряд опытов, по изучению состояний, свойств и видов воды.
• Вызвать интерес детей к теме.
• Формировать у детей бережное отношение к воде.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Дети буду знать, что вода – источник всего живого;
• С помощью опытов, будут знать, какая вода бывает, какие состояния воды бывают.
• Иметь знания о том, кто живет в реке, в море и т. д.
Родители:
• обогащение родительского опыта совместных игр с детьми с водой;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги :
• проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
IV этап – продуктивный
План реализации проекта.
Мероприятия
- Альбом сотворчества с детьми «Веселые капли»;
- Сотворчество с родителями «Зачем человеку вода».
Папка-раскладка «О пользе плавания» расширить знания родителей о пользе плавания для детей.
- Сотворчество с родителей и детей «Кто живет в воде»;
- Нетрадиционная техника рисования (рисуем пластилином) : "Жители воды"
- Создание объекта: «Капелька»
- Создать копилку опытов с водой.
- Презентация «Вода – источник жизни».
- Создание мини-энциклопедии «О воде»;
- Папка – передвижка: «Экспериментируем вместе»
- Акция «Берегите воду!»
Образовательная область
1. Физическое развитие
Беседы: «Дружим со спортом», «Вода - хорошо и плохо», «Вода в спорте», «Вода - здоровье».
Дидактические игры: «Спортивное домино», «Водные виды спорта», «Что лишнее?», «Угадай, что задумали», «Сложи картинку»
Подвижные игры:
«Передай мяч», «Узнай вид спорта по движению», «С кочки на кочку», «Перепрыгни лужи», «Два бассейна».
Эстафеты:
«Кто быстрее соберет», «Ручеек», «Кто быстрее наполнит»
Физминутки:
«Три мишки», «Закаляемся», «Приплыли тучки дождевые», «Дождь», «Весенний дождь».
2. Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Почему море синее», «Зачем нужна вода?», «Откуда берется вода в кране», «Какую воду можно пить?».
Дидактические игры: «Кто живет в воде», «Третий лишний»
Разрезные картинки:
«Средства гигиены», «Капли», «Аквариум».
Сюжетно-ролевые игры:
«На корабле по морю», «Пожарные», «Мы пловцы».
Театрализованные игры:
театр масок «Настроение капелек», теневой театр «Кошкин дом».
Игровая ситуация: «Мы капельки дождя».
Труд:
«Вода - помощник», «Помогаем мыть игрушки (посудку, пыль на полках)».
3. Познавательное развитие
Рассматривание: альбом «Зачем и кому нужна вода», сюжетные и предметные картинки на тему «Вода»;
Беседы: «Зачем воду пьют?», «Сколько человек может прожить без воды?», «Как дышат люди под водой?»
Рассказы воспитателя: «Что такое вода», «Почему воду надо беречь».
«Кто загрязняет и очищает воду?», «Кто живет в воде?», «Много ли воды на Земле?».
НОД: Занятие-экспериментирование "Свойства воды", занятие по экологии «Волшебница вода»
Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Мамонтенок», «Кораблик», «Сказка о золотой рыбке».
Опыты с водой.
4. Речевое развитие
Свободное общение:
«Вода – это…», «Я дружу с водой», «Вода наш помощник».
Заучивание стихотворений: Светлана Олегова: «Что может быть в прозрачной капельке воды?», «Берегите воду», «Кто знает, откуда берется вода?»
Чтение сказок:
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, р. н. с: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Морской царь и Василиса премудрая», «Сказка о маленькой рыбки»
Чтение стихотворений.
Отгадывание загадок.
Пальчиковые игры:
«Моем руки», «Речка и рыбка», «По воду», «Какие бывают рыбы», «Подводный мир».
Пальчиковые игры в воде: «Медуза», «Рыбка», «Дельфин». Стимулировать развитие речевого общения;
5. Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Капельки дождя», «Сосульки», рельеф: «Аквариум»,
Аппликация: «Настроение капли», «Жители аквариума», коллективная работа «В синем море…».
Рисование: «Вода – наш помощник», «Деревья смотрят в воду» (монотипия, «Фонтан», «Жители моря», «Эбру» (рисование на воде).
Конструирование: «Весна» (палочки Кюизенера, «Аквариум» (из бумаги, «Жители реки» (природный материал).
Музыка:
Звуки воды в природе, прослушивание: детские песни: «Кап, кап, капельки», «Небо, небо высоко, море, море глубоко», В. Шаинский «Дождь пойдет по улице» и т. д.
Музыкальные игры: «Море волнуется раз…», «Ручеек», «Дождь и зонтик».
V этап – итоговый
1. Итоговое мероприятие:
• Создание презентации «Вода источник жизни на земле».
• Альбом рисунков детей.
• Объект проекта – Капля.
• Копилка опытов.
• Мини – энциклопедия «О воде».
2. Выводы:
В ходе реализации проекта дети, родители и педагог узнали много нового и интересного о воде. Дети знают, что вода – источник всего живого;
С помощью опытов, узнали какая вода бывает, какие состояния воды бывают. Имеют первичные представления кто живет в реке, в море и т. д.
Родители активно и с интересом включались в совместную работу и с педагогом и ребенком. Узнали о совместных играх с детьми с водой. Эмоционально сблизились со своим ребенком. У детей сформировались умения бережного отношения к воде. Познакомились с нетрадиционной техникой рисования – по воску, вспомнили технику рисование пластилином. Проявляют интерес к рисованию, конструированию, аппликации из различных материалов.