МААМ-картинки

Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей элементарных представлений о погоде через экологию

Елена Костенко
Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей элементарных представлений о погоде через экологию
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3

МО Каневской район

Выполнила воспитатель : Костенко Елена

Анатольевна.

Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях погоды. В этом случае также могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей погоды развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей элементарных представлений о погоде через экологию» размещена в разделах

Особое значение для экологического воспитания старших дошкольников имеют настольные календари, в которых дети ежедневно фиксируют состояние погоды.

Особое значение имеет такой календарь, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (ветер, осадки, тучи и т. д., но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи : солнечный день, значит, на небе сияет солнышко. Устанавливаются связи и взаимодействие факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

Педагогу необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп. Главные особенности этой методики заключаются в следующем:

- наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики — «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;

- одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (подготовка к празднику, мониторинг и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами (игровая ситуация, проблемная ситуация и др., позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

- наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;

- наблюдения за погодой, небом, солнцем, ветром рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений, изменений в одежде людей в данную неделю данного месяца. Фиксация ежедневных наблюдений за состоянием погоды осуществляется значками-пиктограммами, а в конце недели рисунком;

- фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

- заполненный календарь погоды (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность — зависимость состояния растений от факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, — это наглядно-образная модель изменяющейся погоды, а следовательно и природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон;

- промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у детей, и поэтому осуществить их работу с календарем качественно; в) педагогу сэкономить учебное время и использовать его для другой педагогической деятельности;

- одновременно дошкольники закрепляют временные понятия: неделя, количество дней в неделе, названия дней недели, их последовательность и классификацию (рабочие дни и выходные дни).

При этом педагоги практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.

Воспитатель может также объявить конкурс на лучшее ведение календаря погоды. Данный метод воспитывает желание детей вести календарь погоды аккуратно, воспитывает внимание при выборе и обозначении правильной пиктограммы (схематического изображения). В своей практике я применила наиболее простые и доступные для восприятия старшими дошкольниками значки-схемы: ясный, солнечный день – изображение солнца, полностью закрашенное красным цветом; облачный день – солнце наполовину закрашенное; пасмурный день – изображение тучки синего цвета; наличие осадков – тучка и капельки дождя (снежинки). Данные схематические изображения дети научились определять в результате предварительных наблюдений за состоянием погоды, с наступлением нового времени года.

Экология природы положительно влияет на «экологию» человеческой души: человек наслаждается красками природы, картинами, звуками, запахами. Всё это доставляет ему огромное наслаждение. Важно сохранить эту красоту для будущих поколений. Поэтому воспитание любви к природе, заботы о ней начинать нужно с малых лет.

Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией. Это слово образовалось из двух греческих слов: «экос»- дом и «логос»- наука. Вот и получается, что экология — это наука о нашем общем доме- Земле. Одним из направлений экологического воспитания детей является ознакомление их с окружающим миром. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.

Где бы ни жил человек, он ежедневно интересуется погодой. В его жизни погода имеет огромное значение: определяет состояние здоровья, жизненные условия, влияет на работоспособность. От погоды зависит состояние экономики, экологии и других областей человеческой деятельности. Поэтому наблюдения за погодой, изучение ее, предсказание имеет большое значение в нашей жизни.

Погоду можно охарактеризовать как временное состояние некоторых характеристик, например температуры, влажности, давления и других и играет большую роль в жизни каждого человека. Не зря почти каждый из нас, не успев еще подняться с кровати, смотрит в окно с любопытством, а не

идет ли сегодня дождик? Погода, в некотором смысле, диктует моду, потому что именно от погоды будет зависеть твой наряд сегодня. Погода влияет на многое – даже на состояние человека; на настроение и даже на будущий отдых или поездку. Часто при плохой погоде у людей может болеть голова, магнитные бури влияют негативным образом на людей с больным сердцем, у некоторых часто крутит ноги и руки. В народе говорят, что это к изменениям в погоде или же просто к дождю. Эксперты в области медицинской метеорологии, которые изучают связь между погодой и человеческим самочувствием говорят, что в таких людей развита «метеочуствительность». Медики считают, то метеочувствительность, как и переутомление, голод, жажду, морскую болезнь и жалобы в период беременности, едва ли можно отнести к истинным заболеваниям – в ее основе нет органических нарушений. Но все же по статистике в эти дни смертность увеличивается в полтора раза. Магнитные бури бьют по самым уязвимым местам.

Существуют разные факторы которые влияют на изменения климата, например солнечная активность которая влияет на состояние озонового слоя, выделение газов и тепла из недр земли и конечно же деятельность человека (сжигание, выброс разных газов в атмосферу) и еще много других.

Очень интересен тот факт, что на происшествия на дороге также влияет погода. Число аварий подскакивает совсем не в дождь и туман, как нам известно, а когда очень жарко или холодно

Многолетний режим погоды, свойственный какой либо местности, называется климатом, который является одним из ресурсов, обеспечивающих жизнь человека. В течение многих веков люди приспосабливались к этому ресурсу, устраивая свои жилища, организуя производство продовольствия и снабжение энергией, а также и весь стиль жизни в гармонии с климатом и условиями окружающей среды.

- Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность

испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного- отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение : они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей через повседневные жизненные ситуации Формирование элементарных математических представлений детей через повседневные жизненные ситуации Проблема усвоения знаний по математике.

Формирование элементарных математических представлений у детей группы раннего возраста через Дары ФрёбеляФормирование элементарных математических представлений у детей группы раннего возраста через Дары Фрёбеля В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.

Консультация для воспитателей по формированию у детей элементарных математических представлений Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Методические рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в домашних условиях через предметы ближайшего окружения Методические рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в домашних условиях через предметы ближайшего окружения Основой сенсорного.

Методические рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Методические рекомендации для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Игра пронизывает всю.

Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста «Почемучки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 40 «Подснежник» «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ» Методические рекомендации.

Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры «Юные математики»для детей 4-5 лет Выполнила:Баранова Е. В. Актуальность проекта. Одной из составляющих образовательной области является.

Рекомендации для родителей «Одеваем детей по погоде» Рекомендации для родителей «Как одевать ребенка весной?» Первое весеннее тепло обманчиво, и одевать ребенка на улицу в это время следует.

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста  Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей элементарных представлений о погоде через экологию
Опубликовано: 22 октября 2019 в 16:12
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей элементарных представлений о погоде через экологию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Костенко (УИ 918283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД