Елена Баранова
Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Юные математики»
для детей 4-5 лет
Выполнила:Баранова Е. В.
Актуальность проекта.
Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Публикация «Проект для детей „Юные математики“ по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает, в свою очередь, способность к суждениям, умозаключениям, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.
За основу была принята примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС, раздел под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.
Цель проекта: создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.
Задачи проекта:
Учить способам практической деятельности в области математики;
Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями;
Пробуждать интерес к познавательной деятельности.
Воспитание самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе.
Участники проекта: воспитанники и родители средней группы, воспитатели.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: декабрь - февраль
Направления деятельности по реализации проекта:
Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей;
Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения;
Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные);
Обеспечить взаимосвязь образовательной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста;
В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
Основные принципы реализации проекта:
Доступность - соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников.
Повторяемость - закрепление и усложнение одной и той же игры.
Актуальность дидактического материала - актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные: вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала, разъяснение.
Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.
Практические: игровые действия, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основополагающими принципами данного проекта являются:
Развитие логического мышления дошкольников будет успешным, если: учитываются особенности психики ребенка; учитываются общие особенности детей; воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника; используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
Использование развивающих игр в процессе обучения повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников;
Активизируют познавательную деятельность детей;
Благодаря играм сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.
Использование развивающие игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Реализация проекта
Образовательная деятельность:
Беседа: «Для чего нужна Математика», знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Веселый счет».
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери фигуру», «Угадай где?», «Когда ты это делаешь?», «Кто больше, а кто меньше?», «Угадай какая фигура», «Геометрический фигуры» и т. д.
Самостоятельные игры: мозаика, строительный конструктор, большой тактильный конструктор, «Собери узор», геометрический конструктор и т. д.
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свой домик», «Цветные автомобили».
Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений, который педагоги и родители могли бы использовать в работе с детьми.
Организационный этап.
Определение цели, задач.
Сбор необходимой информации, анкетирование родителей, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. Пополнение уголка математики авторскими дидактическими играми.
Этапы реализации
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Исполнители проекта:
воспитатели;
дети средней группы;
родители.
План реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
Подбор литературы по данной теме;
Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей;
Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления;
Организовать предметно - развивающую среду для развития математических представлений.
2 этап (основной)
Организация совместной деятельности по ФЭМП с использованием дидактических игр в течение трех месяцев.
Реализуемые мероприятия
Декабрь
Д/и: «Когда это бывает?»
Задачи: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушки»
Задачи: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Д/и: «Подбери фигуру»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
П/и: «Найди свой цвет»
Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.
Д/и: «Угадай, где?»
Задачи: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Д/и: «А что потом?»
Задачи: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
П/и: «Найди свой домик»
Задачи: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя.
Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Январь
Д/и: «Когда ты это делаешь?»
Задачи: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Д/и: «Какой?»
Задачи: совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
П/и: «Цветные автомобили».
Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Д/и: «Встань на место»
Задачи: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Д/и: «Составь фигуру»
Задачи: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.
Пальчиковая гимнастика: «По грибы»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
П/и: «Найди свой цвет»
Задачи: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Пальчиковая гимнастика: «Детки»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Февраль
Д/и: «Найди на ощупь»
Задачи: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.
Д/и:«Кто быстрее подберет коробки»
Задачи: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Д/и: «Парные картинки»
Задачи: учить подбирать пары картинок по величине; развивать память, речь и мышление.
Д/и: «Возьми столько же»
Задачи: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».
П/и: «Найди свой цвет»
Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.
Д/и: «Кто больше, а кто меньше?»
Задачи: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Пальчиковая гимнастика: «Счёт»
Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.
Работа с родителями:
Индивидуальные беседа;
Наглядно-информационные;
Анкетирования для родителей по ФЭМП;
Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками;
Родительское собрание «дидактические игры по математике»;
Консультации для родителей: «Зачем детям математика», «Математические игры», «Дидактическая игра в жизни ребенка»; «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста», «Веселая математика дома».
Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика».
3 этап (заключительный)
Выявление уровня знаний на завершающем этапе. Диагностика детей.
Развлечение с родителями - «Занимательная математика».
Подготовка презентации.
Заключение:
Проект предлагает систему работы с детьми и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
В дидактической игре, как наиболее популярном средстве дошкольного
обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры, игровые
действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые
знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает
конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений
детей.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Дидактические игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.