Папки-передвижки

Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»

Юлия Беседнова
Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Именно поэтому начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте нужно с прихода детей в младшую группу и продолжать на протяжении всего дошкольного детства.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Формирование экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Задачи экологического воспитания :

- дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе.

-развивать в детях творческое начало через придумывание сказок экологического содержания.

-расширять знания детей о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

-воспитывать нормы поведения в природе.

-воспитывать желание беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами.

воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Рассмотрим методы и приёмы, которые можно использовать в условиях нашего дошкольного учреждения.

В группах необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний :

- Организовать «зелёную зону», в которой дети получат навыки по уходу за растениями.

- Собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, коллекции, альбомы, картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе).

Регулярно проводить тематические прогулки, экскурсии. Экскурсии

один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использовать в повседневной жизни, а на занятиях обобщать, конкретизировать знания, полученные в процессе наблюдения.

Осуществлять ознакомление с природой в разнообразных формах : в

непрерывной непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни (в труде, играх).

В работе по формированию экологической культуры использовать различные формы занятий. Экологические занятия необходимо сопровождать чтением художественной литературы, показом иллюстраций, видеофильмов.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Ещё один эффективный метод при формировании экологической культуры дошкольников - проектная деятельность. Почему же проектная деятельность? Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов включает в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с Федеральным Государственным Требованиям.

Использовать метод проектов в работе с детьми, нужно начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. С младшей группы можно проводить краткосрочные творческо-исследовательские, игровые, экологические проекты, при реализации которых формируются у малышей навыки наблюдения, практических действий с водой, песком и другими окружающими предметами. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

В проектах предусмотрены различные виды практической деятельности, с их поэтапным усложнением:

1. Основным источником знаний о живой природе является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы, обобщения.

2. Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.

3. Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое образовательно- воспитательное значение придаем беседе, так как в процессе её развивается мышление дошкольников.

4. Игра — служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановка и решения задач. Для формирования экологической культуры наиболее часто используем дидактические, подвижные, настольные игры.

У детей формируются навыки самостоятельно проводить простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с младшего возраста.

Формы и методы работы выбираются в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований,которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. Ну а результатами проектов являются различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.

Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте, станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2020 в 09:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Беседнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД