Папки-передвижки

Методические рекомендации для родителей по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с нарушением зрения

Елена Бережная
Методические рекомендации для родителей по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнение графических заданий способствует:

- укреплению мышечной силы руки, её выносливости; регуляции движений;

- развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировке на листе, эмоциональной устойчивости, памяти, внимания.

Необходимо подкрепление полученного графо-моторного практического опыта, путем повторений. Поэтому, графическая деятельность детей должна осуществляться и в домашних условиях.

Несколько правил по организации графической деятельности :

Публикация «Методические рекомендации для родителей по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с нарушением зрения» размещена в разделах

Посадка: стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Поза: спина прямая, ноги согнуты под прямым углом и опираются всей стопой на пол, плечи на одной высоте, грудь не касается стола (между ними кулачок).

Захват: тремя пальцами (большой, указательный и средний, от края стержня до указательного пальца 2 см., кончик пишущего предмета должен быть направлен на плечо пишущего. Продолжительность графических упражнений не должна превышать 5-6 минут.

Существенно важно создание атмосферы успеха, чтобы у ребенка получалось выполнить требуемое действие. Поэтому, выполнение заданий идет по принципу от простого к сложному. Способствовать развитию графо-моторных навыков можно выполняя различные задания на улице: рисование пальцем, палочкой на песке; в домашних условиях: в емкостях с манной крупой, на пластилиновых лепешках выкладывать любой крупой (греча, рис) фигуры, буквы, цифры, затем пальцем обвести, можно палочкой.

Для получения и расширения опыта выполнения графических движений предлагаю разнообразные задания по следующим взаимосвязанным направлениям. Рекомендую все задания выполнять карандашом.

Перед упражнениями необходимо провести разминку пальцев рук - попеременно сжимать в кулак и разжимать пальцы 5 раз. Можно выполнять под счет, с резиновыми игрушками.

Упражнение: Человек бежит

Цель: Снятие напряжения с пальцев рук. Инструкция: «Покажи указательные и средние пальчики на двух руках. Сейчас они побегут, но по очереди, сначала пальчики правой руки-побежали по столу и т. д.»

Упражнение: Цветок распустился

Цель: Снятие напряжения с пальцев рук. Инструкция: «Сожми пальцы в кулачки. Представь, что кулачки — это цветки, а пальчики лепестки. Сначала правый цветок раскрывается, затем левый».

Упражнения по развитию координации графических действий

Упражнение: Следы животных

Цель: Обучение наносить точки, соблюдая нажим; развитие мелкой моторики рук; расширение знаний об окружающем.

Инструкция: «Посмотри на картинку, кто на ней изображен? Как одним словом мы их называем? Куда идут животные? Покажи пальчиком путь каждого животного. Назови самого большого и маленького из животных, какие следы они оставляют? Медведь какой? тяжелый, его лапы оставляют толстый след – это будут жирные точки и т. д.). Нарисуй следы каждого животного к своему домику». Проговорить чем отличаются следы (размером).

Упражнение: Толстые и тонкие линии

Цель: Обучение проводить вертикальные и горизонтальные линии разной толщины; развитие мелкой моторики рук, пространственных представлений.

Инструкция: «Возьми правильно карандаш, проверь. Поставь карандаш в верхнюю часть листа и проведи линию сверху вниз, сильно нажимая на карандаш, теперь рядом проведи такую же, слабо нажимая на карандаш. Рядом еще проведи такую же линию, почти не нажимая на карандаш. А сейчас, проведи линии слева-направо, первую сильно нажимая, вторую-слабо и почти без нажима. Посмотри на них, чем они отличаются? (толщиной, направлением, какую линию было вести легче?».

Упражнение: Невидимка

Цель: Обучение проводить линии, соблюдая нажим; развитие мелкой моторики рук, воображения, пространственного восприятие. Инструкция: «Посмотри на альбомный лист? Покажи, верхнюю часть листа и низ листа, правую сторону, теперь левую сторону. Поставь точку вверху слева. Положи ладошку в эту часть листа и обведите ее карандашом, но так, чтобы линия получилась толстая, сильно нажимая на карандаш. Теперь поставь точку вверху справа, положи ладошку и слегка нажимая, обведите ее. Посмотрите, какая получился след? А сейчас, мы будем рисовать ладошку-невидимку, поставьте точку внизу и посередине листа и обведите руку, почти не нажимая на карандаш. Посмотри, получился след-невидимка. Рассмотрите, что получилось, сравните. Можно оживить, раскрасить любые получившиеся линии (в петушка, привидение и т. д.)».

Упражнение: Кто быстрее?

Цель: Обучение проводить непрерывные вертикальные линии в разном темпе, развитие мелкой моторики рук, внимания.

Инструкция: «Посмотри на картинку, что на ней изображено? Покажи пальчиком путь их полета снизу-вверх. Кто из них быстрее взлетает? Сейчас и ты попробуешь провести карандашом путь шарика медленно, воздушного шара побыстрее, а ракеты быстро. Посмотри, чей путь ровнее? Чей путь было вести легче? Поэтому и ты сначала будешь проводить линии медленно, не торопясь!

Упражнение: Дождик

Цель: Обучение проводить непрерывные вертикальные линии с наклоном; развитие мелкой моторики, расширение знания об окружающем.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, что на ней изображено, зачем девочке зонт, когда идет дождь? Как ты думаешь какого цвета туча? Почему? Давай раскрасим, но только внимательно, нельзя заходить за контур рисунка, какого цвета будет у нас дождь? Проведи линии-дождик, старайся карандаш не отрывать. Молодец!»

Упражнения по развитию точности графических действий.

Упражнение: Полосатый котенок

Цель: Обучение проводить параллельные линии, в заданном направлении с соблюдением контура рисунка.

Инструкция: «Посмотри на картинке изображены котята, художник уже начал одного котенка закрашивать линиями, а ты продолжи также, в том направлении, куда указывает стрелка. Второго котенка можешь штриховать по-другому сверху-вниз, снизу-вверх или также».

Развитие целостного восприятия графических изображений.

Упражнение: Дорисуй фигуру

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, математических представлений.

Инструкция: «Посмотрите на картинку и назови фигуры, которые изображены. Рядом нарисуй такие же фигуры по пунктирной линии и самостоятельно недостающую часть фигуры.

Упражнение: Дорисуй картинки

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, воображения.

Инструкция: «Посмотрите на картинку, художник рисовал предметы и не дорисовал, догадайтесь, что хотел изобразить художник. Дорисуйте вторые половинки картинок и раскрасьте по желанию. Придумайте с одним из названий предметов предложение или историю.

Упражнения по развитию пространственной ориентации на альбомном и тетрадном листах.

Упражнение: Звезды на небе

Цель: Обучение наносить точки равномерно; развитие мелкой моторики рук; расширение знаний об окружающем, закрепление математических понятий.

Инструкция: «Посмотри на картинку, какое время суток на ней изображено? Почему ты так решил? Сколько звезд изображено? Это много или мало? Нарисуй звезды-точки на небе. Старайтесь расположить их равномерно по всему небу.

Упражнение: Графический диктант

Цель: Развитие ориентировочных способностей, мелкой моторики рук и зрительного восприятия.

Инструкция: «Перед вами чистый альбомный лист, возьмите карандаш и в центре листа нарисуйте домик, слева от домика озеро, справа скамейку, вверху солнышко с лучами, внизу травку».

Упражнение: Рисование по клеточкам.

Цель: развитие мелкой моторики рук; пространственного восприятия, умения выполнять инструкцию. В тетради в клеточку, (можно начать с крупной клетки, нарисовать узор, можно начать с узора в одну клетку.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лист в клеточку. На нем я начала рисовать узор, тебе надо продолжить его в направлении, куда показывает стрелка».

По окончании занятия не забудьте сделать гимнастику для пальцев рук.

Для каждого типа задания можно применять различные картинки для штрихования, обводки по точкам, в заданном направлении, раскрашивания с соблюдением границ и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с нарушением зрения
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 18:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бережная (УИ 2889128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД