Марина Балясова
Методические рекомендации для развития музыкального слуха и голоса. Система упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1.
Программное содержание.
Закреплять представление детей о возможности графически передавать движение мелодии, используя игровой прием, образное сравнение. Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.
Ход занятия
Публикация «Методические рекомендации для развития музыкального слуха и голоса, Система упражнений» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Педагог предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Птички на проводе» П. Вейс. Ступеньки в музыку. Выкладывает на второй линейке трех нарисованных птичек.
Педагог.
На улице рядом с дорогой тянулись электрические провода. На одном проводе сидели три воробья.
(На нотном стане три ноты соль - четвертные)
и пели одну и туже песенку: «Чив-чив-чив». Сидели долго: первому воробью это надоело, и он перелетел на провод повыше и спел такую песенку
РИСУНОК 2.
(На нотном стане- соль, си первой октавы-четвертные)
(Выкладывает на фланелеграфе нотами.)
Второму воробью тоже скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже и спел
РИСУНОК 3.
(На нотном стане соль, ми первой октавы-четвертные)
(Показывает на фланелеграфе.)
А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку:
РИСУНОК 4.
(На нотном стане три ноты соль четвертные-первая октава)
(Выкладывает на фланелеграфе)
Педагог просит детей хорошо запомнить пение каждого воробья. Повторяет три мотива, затем играет один из них и вызывает ребенка, желающего показать соответствующий рисунок и спеть этот мотив. Если ребенок ответил правильно, то все дети пропевают этот мотив.
Занятие 2.
Программное содержание.
Развивать ладотональный слух детей. Закреплять представления о звековысотных отношениях. Упражнять в чистом пропевании звуков фа1, до2.
Ход занятия
Педагог играет песенку «Зайчик».
РИСУНОК 1.
Скрип ключ-две четверти размер
(до, до, ми, фа, -восьмые (такт) соль-четверть с восьмой, фа-восьмая (такт) ми, ми, ре, ре-восьмые (такт) до-половинка.
Последний звук не доигрывает и предлагает детям самим найти окончание песенки (тонику).
РИСУНОК 2.
На нотном стане: 1рисунок -до, до, фа-четверти.
2 рисунок -до, фа, фа – четверти.
Вносит на занятие нотную карту. Дает детям рассмотреть ее. Напоминает, что чем выше звук, тем выше он записывается на нотном стане. Затем проигрывает один из примеров и предлагает детям отгадать, какой пример играет, первый или второй. После того, как дети отгадали, проигрывает первый звук этого примера.
Предлагает детям пропеть его, показывая рукой высоту звуков, а второй звук дети должны найти самостоятельно.
Спрашивает какой звук выше, фа или до.
Занятие 3.
Программное содержание.
Закреплять умение детей чисто пропевать весь звукоряд без музыкального сопровождения. Упражнять в точном воспроизведении разнообразных ритмических рисунков. Способствовать творческому развитию детей.
Ход занятия
Педагог выкладывает на фланелеграфе гамму и предлагает детям пропеть звукоряд вверх и вниз, давая только тон до1 и до2. Один ребенок показывает указкой пропеваемые ноты. Проводится игра «теремок». Педагог вносит в нее элемент творчества:когда все зверушки выложены на фланелеграфе, говорит:
Все звери в теремке живут,
Песенки поют.
Предлагает детям придумать свою песенку на слова:
Все мы весело живем,
Дружно песенки поем.
Занятие 4
Программное содержание.
Развивать ладотональный слух; упражнять в чистом интонировании. Закреплять представления детей о ритме; упражнять в умении воспроизводить заданный ритм (прохлопать, сыграть на металлофоне).
Ход занятия
Педагог дает тон на фортепиано ми-бемоль, пропевает тоническое трезвучие. Дети повторяют его без сопровождения.
Педагог пропевает тоническое трезвучие от ноты ми-дети повторяют. И, наконец, то же самое от ноты фа.
Продолжается игра «Теремок». Педагог предлагает вспомнить ритмический рисунок мышки (четыре шестнадц, четыре шестнадц, четыре шестнадц, две шестнадц., зайки (четверть восьмая, четверть восьмая, четверть восьмая четверть) и медведя (две четверти, половинка, две четверти, половинка)-(прохлопывает). Вызывает желающего ребенка, исполняет, (прохлопывает) любой из этих ритмов. Если ребенок вспомнит, какому зверю принадлежит данный ритм, ему предоставляется право выложить на фланелеграфе эту зверушку и проиграть на металлофоне «ее» ритмический рисунок. Педагог прохлопывает ритмический рисунок лисички (четверть, четыре восьмых, четверть)