Татьяна Сухих
Методические рекомендации для педагогов по сенсорному воспитанию для развития речи детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов и родителей
по организации работы по сенсорному воспитанию для
развития речи детей младшего возраста
Сенсорное воспитание
У дошколят бурно развиваются чувственные органы и детки посредством
образного мышления получают много сведений о внешнем мире, у
них начинается познавание предметных форм и их свойств. Собственно и для
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по сенсорному воспитанию для развития речи детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
развития этих привычек и знаний выделяется развитие сенсорики.
Усовершенствование и улучшение развития у детей младшего возраста
ощущений, представлений и восприятий называется сенсорным воспитанием.
На этих процессах создается чувственное понимание мира, а в дальнейшем и
интеллектуальное воспитание, следовательно,крайне важным является
усовершенствование сенсорных чувств у малышей.
Основой в воспитании сенсорики является развитие навыков, знаний
относительно явлений, времени, пространства, размеров, внешних свойств,
предметов. Детки начинают правильным образом воспринимать расстояния,
формы, величины оценивать температуру, вес, а также распознавать цвета. У
них развивается и музыкальный слух.
Развитие речи в сенсорике
Показателем правильного сенсорного воспитания являются различие цветов,
форм предметов, их сравнение. Показателем того, что сенсорное воспитание
карапузов усовершенствуется на надлежащем уровне, является речь. Его
развитие является одной из важнейших задач в работе с малышами младшего
возраста. Степень речевого развития находится в прямой зависимости от
уровня развития общей моторики и пальцевых движений рук. Чем больше
сформированы движения ребенка, тем быстрее развивается речь.
Словарный запас должен сложиться к 5– 7годам, который позволитне только
назвать предметы по именам, четко выражать мысли, но и описать их с
обозначением признаков.
Задача педагогов и родителей состоит в правильной организации сенсорного
воспитания для знания и развития вышеперечисленных установленных
эталонов, а также, что очень важно, для развития речи. Какие рекомендации
существуют для этого?
Для успешного воспитания сенсорики у детей и развития речи нужно
встраивать разнообразные способы в игры и в его каждодневные действия.
В методике сенсорного воспитания различают несколько важнейших
способов. Что это за методы?
1. Наблюдение и обследование
Это самая первоначальная ступень воспитания сенсорики, когда кроха берет
в свои руки первую погремушку. Для запоминания основных эталонов
сенсорики, все детские игрушки изготавливают ярких цветов и стандартных
форм. До того как они станут дошкольниками, они манипулируют ими, а
потомпроизводят предметное обследование с изучением предметных форм,
размеров, цветов, геометрических фигур.
Уважаемые педагоги и родители, дошкольникам необходимо обследовать
предметы для выявления их свойств. Это делается для того, чтобы малыш в
будущем имел свой личный опыт. Любой предмет является индивидуальным,
но методика обследования и наблюдения очень похожи.
Это:
Исследование общей формы предмета;
деление предмета на главные части и выявление таких важнейших
свойств, как цвет, форма, материал и т. д.
изучение в пространстве распределения частей (нахождение слева или
справа, снизу или сверху);
исследование мельчайших подробностей и их месторасположение в
пространстве.
Сделав такие манипуляции, малыш еще раз изучает общий вид предмета и
обобщает полученные сведения, закрепляя их осязательными впечатлениями.
Особенно отдельное внимание необходимо уделить изучению природы. Так,
в зимнее время деткам очень интересен снег. Младшие дошкольники об
особенностях снега могут сделать вывод, если потрогают его. Старшие
дошколята по внешним свойствам могутвыяснить снег рыхлый или липкий.
Осенью, наблюдая за падающими и опавшими листьями, детка познает смену
погоды. Он запоминает виды деревьев, рассматривая опавшие листья от
разных деревьев. Летом красочных и ярких цветов и запахов еще больше. В
эту прекрасную пору времени вместе с ребенком нюхайте цветы и изучайте
их цвета. Летом, отдых на море будет прекрасным средством для развития
сенсорики ребенка. У него в памяти навсегда останутся впечатления
связанные с водой, с песком. Весной же ребенок станет очевидцем периода
начала новой жизни. Пронаблюдайте вместе с ребенком за пением птиц,
таянием снега.
2. Поучительные игры
Дидактические игры станут помощниками в разумном применении игрушек.
Учебные занятия - игры позволяют развивать логические способности
ребенка, а также вырабатывать моторику иисследовательские способности.
Есть очень много поучительных игр для деток, но их разделить можно
повоздействующим зонам. Итак:
для речевого развития – игры с описанием предметов или рисунков;
для слухового развития – игры с угадыванием по голосу;
для вкусового развития – игры с угадыванием по вкусу;
для совершенствования мелкой моторики – игры с пазлами,
конструкторами.
Дидактические игры играют огромную роль в воспитании сенсорики детей.
Они, увлеченные игрой, с большим удовольствием осуществляют просьбы,
выполняют игровые условия. Легко и в радостной форме проводятся занятия-
игры. Малыши, благодаря таким играм, грамотно выстраивают речь, которая
с течением времени становится более выразительной. Эта методика
позволяет малышам представить природу разных предметов, а развивающие
игры для моторики являются великолепным средством
дляусовершенствования логических способностей и повышения
подвижности пальцевобеих рук.
Самостоятельно можно придумать поучительную игру для малыша.
Обратите внимание на следующие вещи:
какие стороны воспитания сенсорики требуются в добавочной
обработке;
какие занятия – игры более привлекательны для крох.
Творческая активность
Отличной методикой для обследования предметов, знакомство с чувством
прекрасного с самого детства является развитие воспитания сенсорики
посредством творчества. Помимо того совершенствуется воображение
детей, которые глядя на материалы, уже представляют конечный вариант.
Для продуктивности творческих занятий регулярно беседуйте с малышом
и попросите его рассказать о том, что делает. Если вы нарисовали домик,
спросите у крохи, чей это домик, кто там живет. Обсудите этот рисунок
подробно: какого он цвета, какие части он содержит и как они
размещаются друг к другу.
Усовершенствование мелкой моторики благотворным образом сказывается
на общем воспитании, улучшения речи у деток. Попросите малыша
слепить фигурки из пластилина. Малютка, увлекаясь интересной игрой,
сочиняет детали с составлением целых историй и наделяет героев какими
–то качествами.
Дошкольники очень внимательно реагируют на речь взрослых. Они в них
видят своих воспитателей и следуют их примеру. В сенсорном развитии,
речь, слова являются весьма важными, поскольку они обладают
закрепляющим эффектом. Ребенок, получая новые знания, может их
систематизировать и обозначить каким-то словом и дать им наименования.
Итак, вышеназванные методики являются основными способами развития
сенсорики. Есть, конечно, и нестандартные методы сенсорного развития,
например экскурсии в зоопарк. Такие походы принесут не только
замечательные впечатления, но и будут систематизировать полученные
сведения. Детки узнают о местообитании животных, их повадках. Важным
являются действия воспитателей, родителей, которыедолжны не только
разговаривать с детьми, а задавать им вопросы, которые заставят
активизировать деятельность мозга. Экскурсия в зоопарк выработает у
карапузов любовь к природе, интерес к животным.
Родителям рекомендуются приобрести из книжных магазинов книжки для
развития речи, дидактические и развивающие игры.
Методические рекомендации педагогам для детей младшего возраста
Диагностические исследования сделало возможным дать педагогам
рекомендации, которые способствуют повышению уровня развития
воспитания сенсорики карапузов раннего возраста.
Воспитание сенсорики нужно планировать в плотной взаимосвязи с
остальными разделами процесса и вводить в работу
интегрированного действия, чтобы эта деятельность не превратилась
во вспомогательные занятия. Удачное формирование занятий по
изучению с цветом, формой, величиной предметов становится
возможным тогда, когда существует определенный уровень
физического развития малютки. Это относится к
усовершенствованию ручных движений при работах по втыканию,
выниманию, вкладыванию предметов, а также при действиях
рисовании цветными красками, с мозаикой. Радина, Е. И., автор
книг о воспитании и обучении речи у детей-дошколят, считает, что
сочетание моторных и сенсорных задач – одно из важных условий
умственного развития и воспитания, которое осуществляется в
предметных действиях.
Особенное внимание уделяется анализу проведенных занятий.
Мерой послужит оценка степени самостоятельности и их
исполнения. Воспитатель обязательно должен следить за детскими
успехами от одного занятия к другому.
Осуществление упражнений и игр предполагает личные
возможности и навыки каждого карапуза. Обучение рекомендуется
начать с исполнения задания совместной деятельностью взрослого с
ребенком. Далее точка зрения взрослого по отношению к детке
может измениться. Любое действие малыша должно
комментироваться и обобщатьсяречью.
Главным способом организации игровых занятий считается
заинтересованность к разным игрушкам, учебным материалам,
особенно к пособиям, сделанным из дерева. К ним относятся
маленькие и большие матрешки, пирамиды, кубики – вкладыши,
столики с грибами, величины с коллекцией вкладок. Особенно
игрушки из дерева важны для развития сенсорики у детей, поскольку
их стойкость при манипуляции и выполнении простых действий, их
фактура удобны для игровых занятий.
Для сенсорного развития малышей раннего возраста важным
условием является правильно сформированная развивающая среда по
разделу «Воспитание сенсорики». Правильно подобранные по
величине, цвету, форме учебные пособия с большим эмоциональным
зарядом, определяются пропорциями, цветовой гармонией и
фактурой. В обычной жизни ребятам необходимо предоставить
возможность для наблюдения за цветом, пропорциями, формой
предметов и явлений.
Для улучшения педагогического планирования работы используйте
тематический план по развитию сенсорики для деток раннего
возраста.
Для воспитателей
Как развить компоненты речи у деток младшего возраста?
1. Развитие речи через усовершенствование мелкой моторики рук, через
развитие сенсорики в различных видах занятий.
2. Содействие усовершенствованию речевой и двигательной активности у
крох.
3. Установление положительного взаимодействия педагога с детьми и
детьми меж собой.
Когда ребенку исполняется два года, у него замечается значительное
развитие способностей сенсорики. В сенсорном развитии главным считается
восприятие предметов. Годовалый ребенок воспринимает форму и величину
предметовинтенсивнее, чем цвет. Когда ему исполняется два года,
восприятие становится точнее и разумнее в связи с тем, что он начинает
сравнивать и сопоставлять предметы. «Опредмеченность» восприятия
является характерной чертой развития сенсорики, особенно в промежутке от
1,2 до 2- х лет. В таком возрасте им наиболее характерны методы восприятия,
которые позволяют сравнивать свойства тех или иных предметов, при
совершении действий с ними. Это сравнение особенно видно во время игры
со сборно-разборными игрушками:матрешками, пирамидками, грибочками.
Ребенку идут на пользу именно многократные сравнения, с помощью
которых они достигают результатов на практике, например, берет свою
обувь, чашку.
Вначале сравнение приблизительное. Он пробует и, пройдя через некоторые
ошибки достигает успеха. Потом, после полтора лет, предварительные
примерки и пробы сокращаются и переходят в этап зрительного восприятия.
Это новый этап в сенсорном развитии.
У двухлетнего ребенка быстро развивается и зрительное, и слуховое
восприятие. Важным значением является развитие речевого слуха, который
осуществляется во время общения с окружающими. Осязательное
восприятие совершенствуется и осуществляется со зрительным восприятием,
развитием ручных движений, вниманием, памятью, мышлением. Главной
задачей развития сенсорики является формирование условий вырабатывания
восприятия как первоначальной ступени окружающей реальности. Эти
специальные условия обеспечивают накопление различных слуховых,
зрительных, осязательных ощущений, формируют представления о
разновидностях величины (маленький- большой, формы (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал, цвета.
В этом возрасте ребенок еще не располагает речью достаточным образом.
Следовательно, главными способами выражениячувств и мыслей являются
действия. Главным методом провождения занятий является интерес карапуза
к учебным материалам, игрушкам. Это маленькие и большие матрешки,
пирамиды разного размера, кубики, доски, имеющие отверстия различной
формы или величины с комплектами вкладок, столы с грибами и к концу
второго года – мозаики. Для развития сенсорики для детей младшего
возраста особенно важны игрушки из дерева. Их фактура, стойкость при
манипулировании, выполнение действий с такими игрушками очень удобны
для крох.
Совет. Для захватывания и поддержания наиболее удобны вкладыши и
другиеэлементы учебных пособий, имеющих размеры от 3 до4,5 см,
соответствующиеразмерам ладошек малыша. Для ориентировки в их
размерах вполне достаточным является разница в 1,5 см между
маленькими и большими предметами. Оптимальной толщиной предметов
считается 1 см. Если толщина больше, то предметные контуры
искажаются, например, при определенном угле, треугольная призма
смотрится как квадрат или прямоугольник.
Дидактические пособия, которые правильно подобраны по форме, цвету,
величине имеют значительный эмоциональный запас, определяемый
пропорцией, фактурами, цветовой гармонией. В обыденной жизни дети
должны иметь возможность для наблюдения за пропорциями, цветом,
формой, явлением.
Главным условием познавательного развития является со временное
воспитание сенсорики в этом воз растн ом периоде.
В этот период словарный запас деток очень ограниченный. Он также очень
отстает от формирования восприятия. Следовательно, наравне с
опредмеченными словами форм детки легко изучают слова, содействующие
формированию восприятия типа «такой, не такой, разный». Слова, которые
обозначают цвет, очень трудно запомнить. Формирование этого сложного
процесса заканчивается в пять лет.
Малыши, к концу второго года, начинают говорить за взрослыми названия
цветов. Произнеся слова: «синий», «белый» или названия других цветов,
кроха не может эти слова сравнить с цветом данных предметов. В лучшем
случае он механически запомнит случайное употребление слов и, называя
форму или цвет не значит, что карапуз понимает смысл этих слов.
Сложным процессом у двухгодичного ребенка является распределение
внимания между осязательным, слуховым, зрительным восприятием и
памятью.
Совет. Подбирая дидактические материалы, стремитесь к одинаковой
цветовой насыщенности. К примеру, если зеленый цвет яркий, то такими же
яркими должны быть и другие цвета, поскольку в обратном случае, малютка
с нарушением восприятия цвета сориентируется не на сам цвет, а на его
яркость.
Последовательность и постепенность в усложнении заданий, которые
направлены на развитие сенсорики, значима как для детей упомянутого
возраста, так и для старших карапузов.
Итак, в результате регулярной работы по сенсорике с детьми младшего
возраста формируются способности, которые свидетельствуют о подходящей
степени усовершенствования восприятия:
1. Малыши, выполняя ряд действий на практике, удачно выделяют
форму, цвет, фактуру, величину предметов.
2. Детки в возрасте от 2- х до 2 лет 3 месяцев и старше при отборе из
четырех вариантов группируют предметы, сравнивая с образцом по
форме, цвету, величине.
3. При выборе из четырех вариантов (формы, цвета) сопоставляют
неодинаковые предметы по форме, цвету, величине и фактуре.
4. В различных цветовых пятнах детки с 2- х до 2 – х лет 3 месяцев
узнают предметы, явления с характерным цветовым признаком,
например, трава, снег, апельсин или в пятнах различных размеров
медвежонка и медведя, котенка и кошку.
5. С 2, 5 лет обозначают различные предметы в соотношении с их
сенсорными особенностями: море, лес, солнце, листья, огоньки,
солнце и т. д.
6. Малыши с 2 лет 3 месяцев до 2 лет 6 месяцев активно используют
«опредмеченные» названия для наименования формы (шар, яйцо,
мяч, крыша, цвета (цыпленок, апельсин, трава).
7. Детки отбирают предметы нужной формы, цвета для
усовершенствования сюжетной игры. Например, грузят на
автомобиль бруски – кирпичики или выбирают элементы одежды
для кукол в зависимости от цвета их наряда.
8. Активно начинают пользоваться распространенными словами цвета,
нередко в отрыве от определенного предмета. Так, синим, он
способен назвать и зеленый, и желтый предмет.