татьяна сергеева
Методические рекомендации для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Представления ребёнка о «мужественности» и «женственности» и о своём собственном соответствии этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Современная педагогическая наука и практика, как правило,не учитывает пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., программа «Радуга»1994г., «Развитие»1994г.) показал, что дифференцированный подход к воспитанию и обучению девочек и мальчиков не прослеживается. Между тем,серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И. С. Кон).
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Поскольку разнополые дети имеют различия в физическом развитии, когнитивных процессах, поведении, необходимо это учитывать в работе с ними и использовать определенные подходы.
Анатомо- физиологические особенности полов, различия в психических качествах
В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур (Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом, мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М. М. Безруких и В. Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости» ,у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти.
В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил, что у мальчиков лучше развита крупная моторика, у девочек-мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики,как правило лучше решают пространственные задачи, лучше ориентируются на местности, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута.
У девочек лучше развиты речевые навыки (беглая, ясная речь,лучше правописание, навыки чтения, память на слова, словарный запас, лучше усваивают иностранные языки, в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам, выше точность прицеливания.
Технические способности раньше развиваются и лучше выражены.
Лучше выполняют задания на различения, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные, а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию, имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память, они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна, они легче переносят стресс.
Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки, они хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса.
Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости, период продуктивной работы наступает позже, чем у девочек.
Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения, надо отметить, что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной, при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации, эмоциональная составляющая может
быть умеренной.
Уровень адаптивных возможностей у девочек выше, у них преобладают приспособительные реакции.
И. А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания.
Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов, так и предложений и целых рассказов (смысловая память,а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н. Л. Горбачевской и др. показало,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков.
Вербальный материал — слова, предложения, рассказы -активно осваиваются обоими полами, без этого невозможно существование в обществе.
Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола, но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались, либо было превосходство мальчиков. А там, где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом, преимущества женской памяти наблюдается тогда, когда используется вербальная информация.
Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на ранних этапах развития (до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии.
Гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста
Так как дети разного пола имеют различия в когнитивных процессах
и поведении, в физическом развитии, есть необходимость учёта определенных подходов в работе с ними. В науке «подход» рассматривается как методологическое, логико-гносеологическое образование, отражающее направленность поиска, четких границ которого нет. То есть подход представляет собой комплекс принципов и методов. В данном контексте исследования более всего подойдёт дифференцированный подход в обучении, так как он предполагает создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта особенностей их контингента. Его реализация в образовательном процессе рассматривается как основное средство осуществления индивидуализации образования, под которой понимается ориентация на индивидуальные особенности обучаемого в процессе учебного взаимодействия. Данный подход ориентирован на подгруппу детей,обладающих сходными чертами развития (Г. И. Бабаева, А. З. Бурма, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др.) Дифференцированный подход представляет собой форму организации обучения, при котором дети делятся на одинаковые группы, основанные на сходных, типичных проявлениях. Что позволяет педагогу выстроить процесс обучения, различный по сложности, методам и приёмам. Основания для дифференциации могут быть разные: уровень развития детей, интересы, психологические особенности, пол и т. д. Последнее из перечисленного менее всего разработано в теории и практике вопроса дифференциации по половому признаку. Хотя,по мнению Басова М. Я. ,именно «влияние пола проходит красной нитью через весь период человека, будучи тесно связан как с ростом и развитием его организма, так и с психическим его развитием». Ориентация на принцип природосообразности делает актуальной проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учёта их психофизиологических особенностей, интересов и интеллектуальных возможностей.
«индивидуальность» - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях её жизнедеятельности.
Половая дифференциация — совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол.
Пол — термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности, на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.
«Гендер» - это система межличностного взаимодействия, посредством которого создаётся, утверждается, воспринимается понятие о мужском и женском. (Исаев Д. Н., Каган В. Е). Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
Таким образом,обобщая всё выше сказанное, можно сказать, что различия между полами существуют. Эти различия задаются генетически и продолжают формироваться в социально — культурной среде. Таким образом, современное понятие гендера предполагает 4 группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, нормы и идентичность. Гендерный подход в исследованиях сегодня, в обучении и воспитании — это учёт многовариативного фактора пола. Однако, социальный аспект развития должен быть с самого начала ориентирован на пол ребенка, на социально - обусловленные представления о мужчине и женщине, оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчиков и девочек. Отсюда проблема учёта психологических особенностей в обучении мальчиков и девочек представляется чрезвычайно актуальной.
К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек относятся: чувство общности, взаимосвязанности, сотрудничества, а не соревнования, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, применения их в жизни.
В процессе обучения с девочками общаются не так, как с мальчиками. С мальчиками ведут более продолжительные беседы, они получают прямые инструкции, что и как делать, их чаще хвалят, задают более сложные вопросы, требующие работы мышления. У мальчиков более развит зрительно-пространственный интеллект. Все эти и другие отличия должны быть учтены в учебном процессе. Поэтому в процессе личностно — ориентированного обучения очень важен гендерный подход в обучении. Обучение мальчиков и девочек параллельно, но совместно.
Роль родителей в половой идентификации ребёнка
Семья образует интимный, приватный мир человека, это самая близкая к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит её с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Родители ждут не просто ребёнка вообще. Они пытаются загадать, какого пола он будет. Им очень важно, будет это сын или дочка, потому что, пока он не родился, они представляют его то малышом, топающим рядом, то малышкой, с красивым, пышным бантом. То они видят его или её школьниками, то юношей и девушкой.
Но вот он родился. Счастливые родители, которые имеют детей разного пола. Ведь уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Во все времена родители интуитивно чувствовали разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговаривали с сыном и дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику, по разному пели колыбельные. Специалисты и родители из многодетных семей отмечают, что мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, сделай, перестань., а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый., мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
Итак, все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И именно родители ответственны за половое воспитание своих детей так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. «Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». (В. И. Кочетков).
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности, и женственности (феминности). Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды 3-7 лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяют нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передаётся ребёнку. Если родители ведут себя естественно, то ребёнка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело.
Ребенок может любопытствовать по поводу телесном различии полов, происхождении детей и т. п. Такое естественное любопытство должно правильно удовлетворяться родителями. Полезно заранее знать ответы на возможные вопросы детей.
К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье.
Вся система полоролевых взаимоотношений и дифференциации полов переживают кризис. С одной стороны- дискриминация женщин, с другой — тревога по поводу «феминизации» мужчин, подрыва «мужского» начала в обществе. Такое несовпадение чаще проявляется в поведении ребёнка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.
Считается, что отцы больше, чем матери строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют большую роль в половой идентификации ребенка. Матери относятся к сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по — видимому, одинаково влияют на формирование половой идентификации у ребенка того же пола.
Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке её женственные черты, а в мальчике — мужественность.
Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать к шитью, вышиванию, вязанию.
В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность (тактично направляя)принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери. Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола, приучался бы брать большую нагрузку, ответственность за слабых.
Необходимо уделять внимание и физической подготовке мальчиков. А в
этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.
Перед ребёнком всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, если у ребенка есть свои планы и стремления, свои интересы. Он имеет право на ошибку, учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым своими родителями таким, каков он есть. Родительская забота иногда имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Ребенок тогда вместо благодарности испытывает раздражение. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
Таким образом, мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя — это что-то особое, своеобразное, иное существо. Родительская любовь — одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям так и взрослым. Правильная, разумная любовь родителей помогает ребенку раскрыть свои способности, найти своё место в обществе, стать личностью.
Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке
Для того, чтобы процесс формирования готовности к обучению в школе разнополых детей принес ожидаемые результаты, оказался эффективным и максимально полезным как для девочек, так и для мальчиков, педагогу при организации работы в предшкольной подготовке мальчиков необходимо опираться на творческий характер игровых заданий, на визуально- пространственные способности, психическую активность. Большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. На занятиях и в режимных моментах стимулировать речевую активность, просить проговаривать свои действия, описывать увиденное, делиться впечатлениями, составлять рассказы, сказки, чаще беседовать с ними, общаться. Для развития речи использовать пальчиковые игры, песенки, сопровождающиеся физическими движениями. Активно привлекать мальчиков участвовать в коллективных играх. Чаще поручать выполнение ролей, активного речевого общения с другими детьми (роль врача, капитана). Для развития вербальной грамотности мальчиков требуется дополнительное время для выражения мысли (60 сек. ожидания ответа после задания или вопроса).
Для развития внимания надо постоянно вводить новых игровых персонажей, новые, интересные игры и задания. Через игры с правилами можно развивать усидчивость и аккуратность. У мальчиков хуже развит объем кратковременной слуховой памяти, поэтому необходимо включать задания на ее развитие, использовать игровые упражнения, заучивать стихи, тексты, песни, пословицы и поговорки. Мальчики склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах тех или иных устройств, при организации занятий это необходимо учитывать. Мальчики настойчивы, но менее исполнительны, хуже себя контролируют, важно воспитывать у них исполнительность и умение контролировать себя. В процессе ознакомления мальчиков с художественными произведениями можно просить их зарисовать возникающие ассоциации, это развивает внимание, воображение, слуховую память. Социально- моральное, интеллектуальное и речевое развитие ускоряется в среде, которая дает возможность выбора, движения и активности. Самостоятельные занятия важны для развития интеллекта, поэтому в хорошо ориентированной среде разум тяготится к познанию. Хорошо, когда у детей есть возможность активно подвигаться, самостоятельно решать, которые они поставили перед собой. Для развития образного мышления большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия лепкой, аппликацией, рисованием, конструированием из природного и строительного материала и разных конструкторов. Положительная оценка их деятельности побуждает мальчиков к дальнейшей работе, цикл становится непрерывным.
При организации предшкольной подготовки девочек необходимо опираться на развитие творческого мышления, поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности и воображение, так как девочки лучше всего работают по образцу, шаблону, алгоритму. У них следует развивать пространственные способности, умение воспринимать знаковую информацию. Активизировать мышление девочек можно так: обсуждать варианты решения задания или задачи, знакомить с разными решениями одной и той же проблемы. Обращать внимание на развитие зрительной памяти, используя настольно- печатные игры, дидактические игры типа «Что изменилось?». Увеличивать объем работы с числовым материалом, счетом, решение элементарных математических задач на занятиях, на прогулке, в игре. У девочки хорошо развивается мышление в спокойной, речеориентированной среде.
Также необходимо развивать эмоционально-волевую сферу. Это умение произвольно управлять собой. Для девочек очень важны положительные эмоции для поддержания дальнейшего интереса к обучению и побуждению к дальнейшим действиям. Важна, если учебный материал подается эмоционально окрашенный. Девочки схватывают новое легко, но затрудняются в соотнесении с ранее имеющейся информацией. Нужно закреплять и обобщать знания и умения. В работу необходимо включать формирование учебной мотивации, т. е. воспитание глубокой мотивации, которая будет побудительной причиной их стремления к знаниям. Здесь надо связывать интерес к знаниям с игрой. В процессе игры мы развиваем способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. При развитии интеллекта девочкам соревновательные формы работы лучше не включать, иначе это вызовет тревожность, затормозит процесс анализа и обработки информации. Лучше для них формы работы с акцентом на взаимопомощь. Похвала не побуждает девочек к дальнейшей работе, с получением положительной оценки они как правило успокаиваются, цикл интереса к занятию заканчивается.
При организации работы по предшкольной подготовке нужно учитывать уровень работоспособности детей разного пола. Девочки обычно сначала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Всвязи с этим педагоги строят занятие так, чтобы самый трудный материал пришелся на пик работоспособности. И ориентируются они обычно по девочкам. Мальчики врабатываются долго, и когда они достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать, педагог снижает нагрузку, занятие входит в другую фазу. Ключевой для занятия материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
В данной разработке была проанализирована научная литература по данной теме, где были рассмотрены и изучены анатомо-физиологические особенности детей разного пола, их различия в познавательно - психических качествах, гендерный аспект в воспитании и обучении детей предшкольного возраста, влияние родителей на половую идентификацию ребенка в выявлены существенные различия в когнитивной -познавательных процессах, в поведении, физическом развитии. В связи с этим есть необходимость учета половой дифференциации при построении образовательно- воспитательного процесса. Работа с разнополыми детьми требует от педагога большого профессионализма, грамотности при построении занятий и подготовке учебного материала, выборе темы, особенностях подачи данного материала в подгруппах мальчиков и девочек. Учета всех тех особенностей, которые есть у разнополых детей. Работа должна вестись в гетерогенных группах с разделением данной группы на подгруппы мальчиков и девочек (гомогенных).
Также в данной работе были выявлены особенности организации работы по подготовке разнополых детей к обучению в школе, определены педагогические условия формирования готовности к обучению в школе детей разного пола, сформулированы положения об учете половой специфики при выстраивании образовательного процесса в предшкольной подготовке разнополых детей.
Таким образом, можно смело утверждать, что при успешной организации работы с детьми с учетом половой специфики в предшкольной подготовке, при создании специальных педагогических условий формирования готовности к школьному обучению мальчиков и девочек будут достигнуты хорошие результаты, а именно высокий уровень предшкольной подготовки детей разного пола.