МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями

Юлия Сорокина
Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Звоночек»

г. Тамбов

Методические рекомендации для педагогов и специалистов

Учитель – логопед

Сорокина Юлия Геннадиевна

Тамбов, 2024г.

Аннотация

Организация взаимодействия различных специалистов и тесный контакт в работе педагогов ДОУ, может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Способы взаимодействия специалистов обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и педагогов ДОУ в работе с детьми с речевыми нарушениями, в том числе с детьми с ОВЗ.

Настоящие рекомендации могут быть использованы в различных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО, с учетом возрастных потребностей, функциональных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта, учитывая рекомендации ПМПК и ППк.

Пояснительная записка

Успех совместной коррекционно – педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Настоящие методические рекомендации оказывают помощь воспитателям и педагогам в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Основная цель разработки методических рекомендаций, заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

• обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов.

• разработать систему коррекционного процесса и формы взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Содержание

Основные направления и формы деятельности специалистов

психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями речи

Педагог-психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое консультирование специалистов и родителей с нарушениями речи; проводит психокоррекцию, психотренинги в рамках индивидуальных и групповых занятиях; разрабатывает и оформляет рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом его психологических особенностей и сложности речевого нарушения; разрабатывает свою часть в индивидуальном образовательном маршруте для детей с ОВЗ.

Формы взаимодействия:

Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями;

Совместный поиск путей коррекции поведения детей с нарушениями речи;

Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом;

Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности;

Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;

Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Инструктор по физической культуре проводит педагогическую диагностику по своему направлению; игры и упражнения на укрепление мелкой и общей моторики; мотивирует двигательную активность; работает над нормализацией мышечного тонуса и диафрагмально – речевым дыханием; выполняет с детьми упражнения по развитию координации движений и умения ориентироваться в пространстве, разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты с учетом рекомендаций учителя-логопеда.

Формы взаимодействия:

Беседы с инструктором по физической культуре о развитии мелкой и общей моторики, развитии диафрагмально – речевого дыхания;

Помощь в подборе подвижных игр, речемоторных упражнений

Участие в составлении сценариев спортивных праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;

В коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно- временной организации движения.

Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику; проводит логоритмику, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок; разрабатывает и реализует индивидуально образовательные маршруты с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога.

Формы взаимодействия:

Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях;

Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей;

Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях;

Участие в организации и проведении театрализованных представлений;

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Воспитатель проводит педагогическую диагностику, составляет и реализовывает свою часть индивидуального образовательного маршрута и образовательную программу, определяет уровни развития разных видов деятельности ребенка, реализовывает рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога.

Формы взаимодействия:

Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы;

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;

Рекомендации по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;

Рекомендации по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

Рекомендации по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;

Рекомендации по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением;

Консультации для воспитателей;

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи;

Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи;

Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода;

Все вопросы по взаимодействию специалистов решаются на психолого-педагогическом консилиуме, работу которого координируют учитель-логопед, педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.

Заключение

Таким образом взаимодействие и согласованность действий всех участников коррекционного процесса позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогают ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Также способствует успешному формированию личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литературные источники

1. Абдурахмонова Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт. М. : Молодой ученый, 2015 690 – 692 с.

2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре. Руководство играми в дошкольных учреждениях. М. : Педагогика, 2006 250 с.

3. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Методич. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

4. Денисова О. А. «Взаимодействие специалистов ДОУ»/ Под ред. -М. : Сфера, 2012.-64 с

5. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М. : ООО «Аспект», 2005 г.

6. Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc ЛожниковаН. А.

7. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и дошкольников в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994 173 с 63

8. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. режим доступа: http://www.maam.ru

9. Михеева И. А., Чешева С. В. «Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда»: Картотека заданий для детей 5–7 лет с ОВЗ. Изд: Каро, 2009 – 256

10. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. /Н. В. Нищева. С-Пб. : Детство-пресс. 2005 655с.

Публикации по теме:

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями
Опубликовано: 8 октября 2024 в 22:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД