Юлия Сорокина
Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Звоночек»
г. Тамбов
Методические рекомендации для педагогов и специалистов
Учитель – логопед
Сорокина Юлия Геннадиевна
Тамбов, 2024г.
Аннотация
Организация взаимодействия различных специалистов и тесный контакт в работе педагогов ДОУ, может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Способы взаимодействия специалистов обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса.
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и педагогов ДОУ в работе с детьми с речевыми нарушениями, в том числе с детьми с ОВЗ.
Настоящие рекомендации могут быть использованы в различных образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО, с учетом возрастных потребностей, функциональных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта, учитывая рекомендации ПМПК и ППк.
Пояснительная записка
Успех совместной коррекционно – педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Настоящие методические рекомендации оказывают помощь воспитателям и педагогам в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Основная цель разработки методических рекомендаций, заключается в создании модели взаимодействия различных специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
• обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов.
• разработать систему коррекционного процесса и формы взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Содержание
Основные направления и формы деятельности специалистов
психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
Педагог-психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое консультирование специалистов и родителей с нарушениями речи; проводит психокоррекцию, психотренинги в рамках индивидуальных и групповых занятиях; разрабатывает и оформляет рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом его психологических особенностей и сложности речевого нарушения; разрабатывает свою часть в индивидуальном образовательном маршруте для детей с ОВЗ.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями;
Совместный поиск путей коррекции поведения детей с нарушениями речи;
Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом;
Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности;
Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;
Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Инструктор по физической культуре проводит педагогическую диагностику по своему направлению; игры и упражнения на укрепление мелкой и общей моторики; мотивирует двигательную активность; работает над нормализацией мышечного тонуса и диафрагмально – речевым дыханием; выполняет с детьми упражнения по развитию координации движений и умения ориентироваться в пространстве, разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты с учетом рекомендаций учителя-логопеда.
Формы взаимодействия:
Беседы с инструктором по физической культуре о развитии мелкой и общей моторики, развитии диафрагмально – речевого дыхания;
Помощь в подборе подвижных игр, речемоторных упражнений
Участие в составлении сценариев спортивных праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
В коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно- временной организации движения.
Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику; проводит логоритмику, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок; разрабатывает и реализует индивидуально образовательные маршруты с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога.
Формы взаимодействия:
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях;
Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей;
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях;
Участие в организации и проведении театрализованных представлений;
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Воспитатель проводит педагогическую диагностику, составляет и реализовывает свою часть индивидуального образовательного маршрута и образовательную программу, определяет уровни развития разных видов деятельности ребенка, реализовывает рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога.
Формы взаимодействия:
Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы;
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;
Рекомендации по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
Рекомендации по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
Рекомендации по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
Рекомендации по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением;
Консультации для воспитателей;
Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи;
Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи;
Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода;
Все вопросы по взаимодействию специалистов решаются на психолого-педагогическом консилиуме, работу которого координируют учитель-логопед, педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.
Заключение
Таким образом взаимодействие и согласованность действий всех участников коррекционного процесса позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогают ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Также способствует успешному формированию личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Литературные источники
1. Абдурахмонова Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт. М. : Молодой ученый, 2015 690 – 692 с.
2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре. Руководство играми в дошкольных учреждениях. М. : Педагогика, 2006 250 с.
3. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Методич. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
4. Денисова О. А. «Взаимодействие специалистов ДОУ»/ Под ред. -М. : Сфера, 2012.-64 с
5. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М. : ООО «Аспект», 2005 г.
6. Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». ЛожниковаН. А.
7. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и дошкольников в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994 173 с 63
8. Международный образовательный портал МААМ [Электронный ресурс].
9. Михеева И. А., Чешева С. В. «Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда» : Картотека заданий для детей 5–7 лет с ОВЗ. Изд: Каро, 2009 – 256
10. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. /Н. В. Нищева. С-Пб. : Детство-пресс. 2005 655с.