Медведская Евгения Викторовна
Краткосрочный проект «Что такое профессия» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: Исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Срок реализации:
Участники проекта: воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, родители и воспитанники группы.
Предполагаемые результаты:
У воспитанников будут сформированы:
1. Представления о представителях разных профессий и профессиях своих родителей, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов.
2. Умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы.
3. Понимание значения «Что такое профессия?»
Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы – книжки-малышки, ширмы для сюжетно - ролевых игр, костюмы по профессиям.
Актуальность темы:
Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
Проблема: представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных, утрачивается ценность труда.
Гипотеза: Если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, будут гордиться профессиями своих родителей. Знакомство детей с современными профессиями взрослых способствует всестороннему развитию дошкольников, обогащению словарного запаса и самореализации в будущем.
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные и сюжетно – ролевые игры способствуют развитию самостоятельной деятельности невероятно увлекательной.
Объект исследования: процесс формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования первичного представления о мире профессий в дошкольном возрасте.
Новизна проекта заключается в знакомстве детей с современными профессиями.
Цель проекта
Создание условий для формирования познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.
Задачи:
1. Расширять представления детей о труде взрослых трудовых действиях и инструментами необходимыми для их работы показать значение трудовой деятельности в жизни человека
2. Развивать познавательную активность стремление отражать свои умения и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, умение работать в коллективе
4. Побуждать родителей активно участвовать в совместной
деятельности.
Этапы реализации проекта
1. «Подготовительный»
Проблемная ситуация - Когда вырасту кем бы я хотел стать?
Ситуация общения - Кем и где работают мои родители?
Утренний круг «Рассуждалки»
Модель трёх вопросов: Что такое профессия?»
• Что мы знаем? Проблема обсуждение на постановку проблемы
• Что хотим узнать? Цель и мотивация детей на деятельность
• Проектирование План совместной деятельности
• Как мы узнаем? Поиск информации источники новых знаний
1. Определение цели и задач проекта
2. Разработка плана реализации проекта
3. Подбор методической литературы для реализации проекта
4. Выставка наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций
5. Беседы по ознакомлению детей с профессиями.
6. Прогнозирование результата.
Вечерний круг «Рассуждалки» Подведение итогов привлечение родителей к участию в проектной деятельности
2. «Организационный»
1. Оформление информационного стенда, консультации, участие родителей в оформлении выставки фотоматериалов с места работы
2. Организация развивающей предметной среды: пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Водители», «Строители», «Больница»
3. Пополнение дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями
4. Подбор художественной литературы иллюстраций, раскрасок в книжном уголке
3. «Познавательно - творческий»
1. Проведение целевых экскурсий по детскому саду
2. Беседы с презентаций о современных профессиях родителей
3. Встречи с интересными людьми «Профессии наших родителей»
Фото презентация родителями с места работы
4. Чтение художественной литературы о профессиях
5. Дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные и подвижные игры
6. Продуктивная деятельность: рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Профессии»,
лепка (Овощи. Фрукты, Хлебобулочные изделия)
7. Конкурс - выставка творческих работ: «Путешествие в мир профессий»
Познавательные занятия и беседы:
1. «Что такое профессия?
2. «Из истории профессий»
3. «Все профессии важны»
4. «Кем я хочу стать?»
5. «Предметы – помощники»
Дидактические игры
1. «Кому что нужно для работы»?
2. «Умные машины»
3. «Хорошо - плохо»
4. «Знаю все профессии»
5. «Кто знает больше профессий»
6. «Что сначала, что потом»
4. Заключительный этап деятельности:
Тематическое развлечение с родителями и детьми по проекту «Что такое профессия?» на тему: «Все профессии важны»
Заключение:
В ходе проекта «Что такое профессия?» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, познакомились с современными профессиями и для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях Ценность и значимость проекта знакомства детей с профессиями - дети приобретают коммуникативные навыки и уважение к труду взрослых и результате труда.
Почти все дети стали логично, последовательно рассказывают, как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, автослесарь, парикмахер, продавец и др. Дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Благодаря активному участию родителей в реализации данного проекта.
Работа с родителями
Рекомендовать родителям рассказать детям о том, какие трудовые действия выполняют они на своих рабочих местах, какие орудия труда используют. Попросить принести родителей свои фотографии на рабочем месте. Создать совместно с родителями мини библиотеку (книги, открытки про различные профессии). Подготовить консультации для родителей по данной теме.
Вывод.
Таким образом, реализованный мной проект «Что такое профессия?», свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528 с.
3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция — СПб: Питер, —480 с: ил., 2004
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова - М. : ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.