МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Экскурсия как форма обучения дошкольников»

Ирина Киль
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Экскурсия как форма обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для педагогов ДОУ : «Экскурсия как форма обучения дошкольников»

Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ „Экскурсия как форма обучения дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

По содержанию;

По составу участников;

По месту проведения;

По способу передвижения;

По форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

военно-исторические, т. е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы; литературные; аархитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. По месту проведения экскурсии подразделяются на : городские (обзорные и тематические); заочные (видеосюжеты); загородные (автобусные и пешеходные); музейные

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: обычные экскурсии (обзорные и тематические); учебные; экскурсии – прогулки.

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т. е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и при мов, организацию разнообразной деятельности детей. Структура экскурсии : вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; - игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии : заранее найти место (Куда? Зачем); что рассказать, с чем познакомить; продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (помощник воспитателя, старший воспитатель, второй педагог, родитель).

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников : показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью; использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения; шутки, юмор; опрос-ответ.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Требования к методам организации и проведения экскурсий : Соответствие содержания интересам детей; Определить количество детей; Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального); Не должна носить характер урока, формального обучения. Тщательная подготовка педагога; Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые; После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления; Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями. Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом: Научная достоверность; Систематичность; Доступность; Конкретность знаний; Воспитывающий характер знаний Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику е проведения.

Краткие рекомендации для воспитателей, которые помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста : Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения; Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте; Согласуйте время посещения; Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности; Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды; Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.); Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным); Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии; Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ; В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»; Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону); Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию; Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь; Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые при мы; Прибыв на место экскурсии, ещ раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться; В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия; Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь; По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят реб нку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения; Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат. Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки, экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Экскурсия как форма обучения детей с ОВЗЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Экскурсия как форма обучения дошкольников»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 10:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Экскурсия как форма обучения дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Киль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД