Ирина Киль
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Экскурсия как форма обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов ДОУ : «Экскурсия как форма обучения дошкольников»
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ „Экскурсия как форма обучения дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.
Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
По содержанию;
По составу участников;
По месту проведения;
По способу передвижения;
По форме проведения.
В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
военно-исторические, т. е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы; литературные; аархитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. По месту проведения экскурсии подразделяются на : городские (обзорные и тематические); заочные (видеосюжеты); загородные (автобусные и пешеходные); музейные
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом: обычные экскурсии (обзорные и тематические); учебные; экскурсии – прогулки.
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т. е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.
Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и при мов, организацию разнообразной деятельности детей. Структура экскурсии : вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; - игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии : заранее найти место (Куда? Зачем); что рассказать, с чем познакомить; продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (помощник воспитателя, старший воспитатель, второй педагог, родитель).
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников : показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью; использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения; шутки, юмор; опрос-ответ.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Требования к методам организации и проведения экскурсий : Соответствие содержания интересам детей; Определить количество детей; Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального); Не должна носить характер урока, формального обучения. Тщательная подготовка педагога; Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые; После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления; Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями. Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом: Научная достоверность; Систематичность; Доступность; Конкретность знаний; Воспитывающий характер знаний Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику е проведения.
Краткие рекомендации для воспитателей, которые помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста : Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения; Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте; Согласуйте время посещения; Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности; Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды; Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.); Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным); Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии; Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ; В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»; Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону); Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию; Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь; Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые при мы; Прибыв на место экскурсии, ещ раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться; В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия; Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь; По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят реб нку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения; Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат. Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки, экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!