Приложение МААМ

Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Анастасия Любушкина
Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

М. А. Поваляева в своих трудах пишет, что формирование глагольной лексики проводится по следующим направлениям:

расширение объема глагольного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений глаголов;

Публикация «Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

организация семантических полей, лексической системы;

активизация глагольного словаря, совершенствование процессов поиска нужного глагола при составлении предложения, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Автор отмечает, что в логопедической работе по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня необходимо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода) [28].

Г. А. Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит);

глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеется, плачет);

глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается) [9].

В своей работе И. А. Чистякова представила довольно обширный материал по формированию глагольного словаря у дошкольников нарушениями развития речи.

В деятельности логопеда автор ставит следующие задачи:

1. Расширение объема глагольного словаря, одновременно с расширением представлений об окружающем мире.

2. Формирование умений ребенка построению распространенных предложений с использованием глагольной лексики.

В качестве эффективного средства развития глагольного словаря автор выделяет – игру, в частности дидактическую игру. В пособии И. А. Чистяковой дается описание тридцати трех дидактических играх, способствующих не только обогащению глагольного словаря, но и формированию умений дошкольника правильно строить предложения простых и сложных конструкций. В ходе предлагаемых дидактических игр ребенок приобретает навыки и умения:

образования глаголов сначала от звукоподражаний, а в последствии при помощи приставок;

использования различных глагольных форм (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время, возвратные глаголы) в самостоятельной речи;

согласования глаголов с существительным и местоимениями.

Дидактические игры могут использоваться как в ходе специальных коррекционно-логопедических занятий в ДОУ, так и в ходе индивидуальных занятий специалистом или родителями [34].

Н. Е. Ильякова рассматривает способы развития глагольного словаря в рамках авторской методики по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. В своей методике автор ставит такие задачи, как:

активизацию предметного и глагольного словаря;

формирование у него понятийного аппарата.

развитие умения составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки.

привлечение внимания к правильному согласованию глаголов с другими частями предложения, к использованию глаголов с предлогами с опорой на схемы-модели предложения, карточки с графическими изображениями предлогов и предметные картинки.

Данная методика представляет собой логопедический тренинг по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, способствующий активизации предметного глагольного словаря у детей. Методика рассчитана для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. Материал, представленный автором, для развития глагольного словаря, по степени сложности можно разбить на четыре этапа. Количество занятий определяется учителем-логопедом для каждого ребенка индивидуально [19].

Е. А. Алябьева определяет следующие задачи по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня:

расширение глагольного словаря с помощью специальных упражнений;

развитие речи и чувства родного языка;

способность выделять голосом глаголы в стихах.

Автор описывает стихотворные упражнения и дидактические упражнения по различным лексическим темам, способствующих развитию глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. Подчеркивается эффективность данных упражнений не только в решении поставленных задач по развитию глагольной лексики, но и в целом – в формировании у детей чувства русского языка, навыков словообразования, развитии мышления и речи. При этом, автор отмечает, что знакомство и работа с толкованием глаголов способствует обогащению не только развитию глагольного словаря, но и общему речевому развитию детей [1].

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают к использованию методику по развитию глагольного словаря, которая строится на принципе от простого к сложному, от общего к частному. При этом логопедическая работа, по мнению авторов, должна начинаться с нормирования словоизменения глаголов на уровне словосочетания или предложения, а в дальнейшем закрепляется в связной речи.

Так, авторы выделяют следующие этапы логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с нарушениями развития речи :

На первом этапе осуществляется формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм согласования: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

На втором этапе осуществляется:

дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

На третьем этапе происходит закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, и менее продуктивных форм словоизменения.

Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

предикат и объект, выраженный прямым дополнением (рисует дерево, гладит кошку);

предикат и объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (копает лопатой, дарит сыну);

предикат и локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях, авторы учитывают семантическую сложность той или иной модели предложения, а также соблюдают последовательность появления типов предложения в онтогенезе. Исходя из этого, предлагается следующая последовательность работы над предложением :

1. Нераспространенные предложения: субъект - предикат (Мальчик рисует).

2. Распространенные предложения из 3-4 слов :

а) субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (мальчик рисует дерево);

б) субъект предикат – объект – объект: подлежащее – сказуемое прямое дополнение – косвенное дополнение (Мальчик рисует дерево карандашом);

в) субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);

г) субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);

д) субъект – предикат – объект – атрибутик: подлежащее – сказуемое - дополнение – определение (Мама подарила дочке красивую куклу).

По мнению Н. В. Лалаевой и Р. И. Серебряковой формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению и согласованию глагола с существительным нужно уделять особое внимание, так как глагол чаще всего выступает в роли предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо, прежде всего, верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, которые чаще всего выражаются существительным и глаголом

Авторы отмечают, что работу по формированию системы словоизменения глагола следует осуществлять с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. При этом обучение следует начинать с настоящего времени, так как происходящее в настоящий момент события усваиваются детьми с ОНР лучше, чем прошедшее и будущее.

В соответствие с вышесказанным предлагается следующая последовательность логопедической работы по формированию системы словоизменения глагола :

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в единственном и множественном числе на основании работы п дифференциации глаголов :

с ударным окончанием, без чередования звуков в основе (идет – идут, стоит – стоят, говорит – говорят и др.);

с безударным окончанием без, чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, прыгает – прыгают и др);

с чередованием звуков в основе (течет – текут, бежит – бегут, печет – пекут, стрижет – стригут и др.).

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица:

в единственном числе;

во множественном числе;

единственного и множественного числа.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

в мужском роде;

в женском роде;

среднего рода;

4) Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

На основании плана предлагаются задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения глаголов и согласования глаголов с существительными [23].

Таким образом, логопедическая работа по развитию глагольного словаря детей с нарушением речи предполагает реализацию следующих направлений: развитие количественных характеристик глагольного словаря; формирование системы словообразования глаголов; развитие навыков согласования глаголов с другими частями речи в предложениях. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР рекомендуется руководствоваться принципами: по этапности, постепенного усложнения лексического материала, учета ведущей деятельности, учета онтогенеза развития. В логопедической работе рекомендуется использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 25 октября 2023 в 17:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Любушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД