Анастасия Любушкина
Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
М. А. Поваляева в своих трудах пишет, что формирование глагольной лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объема глагольного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
уточнение значений глаголов;
Публикация «Методические аспекты коррекционной работы по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация глагольного словаря, совершенствование процессов поиска нужного глагола при составлении предложения, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Автор отмечает, что в логопедической работе по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня необходимо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода) [28].
Г. А. Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);
глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);
глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит);
глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеется, плачет);
глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);
глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается) [9].
В своей работе И. А. Чистякова представила довольно обширный материал по формированию глагольного словаря у дошкольников нарушениями развития речи.
В деятельности логопеда автор ставит следующие задачи:
1. Расширение объема глагольного словаря, одновременно с расширением представлений об окружающем мире.
2. Формирование умений ребенка построению распространенных предложений с использованием глагольной лексики.
В качестве эффективного средства развития глагольного словаря автор выделяет – игру, в частности дидактическую игру. В пособии И. А. Чистяковой дается описание тридцати трех дидактических играх, способствующих не только обогащению глагольного словаря, но и формированию умений дошкольника правильно строить предложения простых и сложных конструкций. В ходе предлагаемых дидактических игр ребенок приобретает навыки и умения:
образования глаголов сначала от звукоподражаний, а в последствии при помощи приставок;
использования различных глагольных форм (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время, возвратные глаголы) в самостоятельной речи;
согласования глаголов с существительным и местоимениями.
Дидактические игры могут использоваться как в ходе специальных коррекционно-логопедических занятий в ДОУ, так и в ходе индивидуальных занятий специалистом или родителями [34].
Н. Е. Ильякова рассматривает способы развития глагольного словаря в рамках авторской методики по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. В своей методике автор ставит такие задачи, как:
активизацию предметного и глагольного словаря;
формирование у него понятийного аппарата.
развитие умения составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки.
привлечение внимания к правильному согласованию глаголов с другими частями предложения, к использованию глаголов с предлогами с опорой на схемы-модели предложения, карточки с графическими изображениями предлогов и предметные картинки.
Данная методика представляет собой логопедический тренинг по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, способствующий активизации предметного глагольного словаря у детей. Методика рассчитана для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. Материал, представленный автором, для развития глагольного словаря, по степени сложности можно разбить на четыре этапа. Количество занятий определяется учителем-логопедом для каждого ребенка индивидуально [19].
Е. А. Алябьева определяет следующие задачи по формированию глагольного словаря у детей с ОНР III уровня:
расширение глагольного словаря с помощью специальных упражнений;
развитие речи и чувства родного языка;
способность выделять голосом глаголы в стихах.
Автор описывает стихотворные упражнения и дидактические упражнения по различным лексическим темам, способствующих развитию глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. Подчеркивается эффективность данных упражнений не только в решении поставленных задач по развитию глагольной лексики, но и в целом – в формировании у детей чувства русского языка, навыков словообразования, развитии мышления и речи. При этом, автор отмечает, что знакомство и работа с толкованием глаголов способствует обогащению не только развитию глагольного словаря, но и общему речевому развитию детей [1].
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают к использованию методику по развитию глагольного словаря, которая строится на принципе от простого к сложному, от общего к частному. При этом логопедическая работа, по мнению авторов, должна начинаться с нормирования словоизменения глаголов на уровне словосочетания или предложения, а в дальнейшем закрепляется в связной речи.
Так, авторы выделяют следующие этапы логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с нарушениями развития речи :
На первом этапе осуществляется формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм согласования: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
На втором этапе осуществляется:
дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени;
согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
На третьем этапе происходит закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, и менее продуктивных форм словоизменения.
Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
предикат и объект, выраженный прямым дополнением (рисует дерево, гладит кошку);
предикат и объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (копает лопатой, дарит сыну);
предикат и локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).
В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях, авторы учитывают семантическую сложность той или иной модели предложения, а также соблюдают последовательность появления типов предложения в онтогенезе. Исходя из этого, предлагается следующая последовательность работы над предложением :
1. Нераспространенные предложения: субъект - предикат (Мальчик рисует).
2. Распространенные предложения из 3-4 слов :
а) субъект – предикат – объект: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (мальчик рисует дерево);
б) субъект предикат – объект – объект: подлежащее – сказуемое прямое дополнение – косвенное дополнение (Мальчик рисует дерево карандашом);
в) субъект – предикат – локатив: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект – предикат – объект – локатив: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект – предикат – объект – атрибутик: подлежащее – сказуемое - дополнение – определение (Мама подарила дочке красивую куклу).
По мнению Н. В. Лалаевой и Р. И. Серебряковой формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению и согласованию глагола с существительным нужно уделять особое внимание, так как глагол чаще всего выступает в роли предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо, прежде всего, верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, которые чаще всего выражаются существительным и глаголом
Авторы отмечают, что работу по формированию системы словоизменения глагола следует осуществлять с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. При этом обучение следует начинать с настоящего времени, так как происходящее в настоящий момент события усваиваются детьми с ОНР лучше, чем прошедшее и будущее.
В соответствие с вышесказанным предлагается следующая последовательность логопедической работы по формированию системы словоизменения глагола :
1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в единственном и множественном числе на основании работы п дифференциации глаголов :
с ударным окончанием, без чередования звуков в основе (идет – идут, стоит – стоят, говорит – говорят и др.);
с безударным окончанием без, чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, прыгает – прыгают и др);
с чередованием звуков в основе (течет – текут, бежит – бегут, печет – пекут, стрижет – стригут и др.).
2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица:
в единственном числе;
во множественном числе;
единственного и множественного числа.
3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:
в мужском роде;
в женском роде;
среднего рода;
4) Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
На основании плана предлагаются задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения глаголов и согласования глаголов с существительными [23].
Таким образом, логопедическая работа по развитию глагольного словаря детей с нарушением речи предполагает реализацию следующих направлений: развитие количественных характеристик глагольного словаря; формирование системы словообразования глаголов; развитие навыков согласования глаголов с другими частями речи в предложениях. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР рекомендуется руководствоваться принципами: по этапности, постепенного усложнения лексического материала, учета ведущей деятельности, учета онтогенеза развития. В логопедической работе рекомендуется использовать дидактические игры и игровые упражнения.