Марина Брылунова
Экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема «Экспериментирование, как средство развития познавательных способностей дошкольников».
На 2017-2019 учебный год.
Выполнила: воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка- детский сад № 210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
С 2017 по 2019 учебный год мной реализовывалась методическая тема по познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ «Экспериментирование, как средство развития познавательных способностей дошкольников».
Актуальность: Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
По мнению многих педагогов: (Иванов А. И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Рыжова Л. «Методика детского экспериментирования», О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир», Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина) экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
2. Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы.
3. Подобрать диагностический материал и провести мониторинг на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе мини лабораторию.
5. Развивать :наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
6. Формировать у детей разные способы познания.
7. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Результаты:
- Написание и реализация проектов «Неизведанное рядом», «Мир во круг нас».
- Трансляция опыта работы на педагогическом совете.
-Выступление с проектом «Неизведанное рядом» на конференции в рамках курсов повышения квалификации.
-Участие в конкурсе «Учитель года» (Лауреат) : Мастер- класс «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира», Конспект совместной деятельности по экспериментированию «Путешествие на остров «Чунга- чанга».
Формы работы Практический выход
1. Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. Составление картотеки, написание проектов
2. Разработка плана по теме самообразования План самообразования
3. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования Конспекты занятий, проекты фотовыставки
4. Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.
II этап практический
1. Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности
2. Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов в свободное время
3. Проект «Неизведанное рядом» Трансляция опыта по работе над проектом
4. Проект «Мир во круг нас» Трансляция опыта по работе над проектом
5. Работа с родителями Организация детско- родительского клуба «Неизведанное рядом»
6. Создание и обогащение РППС по теме Создание лаборатории в группе
План работы 2017-2018 г.
Формы работы Практический выход
1. Продолжение изучения методической литературы
2. Разработка и реализация проекта «Неизведанное рядом» Проект Проект «Неизведанное рядом»
3. Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.
4. Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в средней группе».
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы) Оформление картотеки
Тематическое занятие «Путешествие к песочной ФЕЕ»
5. Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования
6. Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию.
7.«Эти удивительные камни» Выставка работ
Взаимодействие с родителями.
Организация детско- родительского клуба «Неизведанное рядом» (в рамках работы над проектом)
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
«Ребенок - исследователь в детском саду»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование» Изготовление алгоритма «Свойства воды»
Оформление папки передвижки
Выступление на родительском собрании.
Трансляция опыта работы по данной теме на педагогическом совете Презентация проекта
План работы 2018 — 2019г.
Формы работы Практический выход
1. Продолжение изучения методической литературы
2. Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.
3. Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей группе».
НОД: «Соль и его свойства» Оформление картотеки
Открытый показ
4. Проект «Мир во круг нас» Разработка и реализация проекта
5. Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию
6. Консультаций для родителей по следующим темам:
«Требования к проведению наблюдений»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений»
«Научите ребенка любить природу».
«Требования к проведению наблюдений»
7. Продолжать работу детско-родительского клуба Оформление папки передвижки
Выступление на родительском собрании.
Выступление на педсовете