Получи документы

Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей

Морозова Екатерина
Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей дошкольного возраста.

Для развития у детей дошкольного возраста взаимосвязи зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия можно порекомендовать использование музыкально-ритмических композиций.

Пояснительная записка.

Публикация «Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей» размещена в разделах

Согласно исследованиям Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и др. двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Музыка не просто регулирует движения, она четко определяет соотношение времени, пространства и самого движения. Неврологические и физиологические исследования установили функциональную связь между восприятием музыкальных произведений и активизацией деятельности мозга, особенно тех механизмов, которые отвечают за регуляцию произвольных движений, повышения чувствительности слухового и зрительного анализаторов, ускорения обработки информации (В. Б. Дубовик, Л. П. Новицкая, 1988; Н. Н. Захарова, 1984; Г. Ю. Маляренко, 1998)

Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение вызывает непроизвольную моторную реакцию.

Исключительно большое значение при составлении танцевально-ритмических композиций для детей дошкольного возраста имеет подбор музыки.

1. Содержание музыкального произведения должно быть доступным, близким, понятным дошкольникам, их жизненному опыту (для младших дошкольников – мир игрушек, окружающей природы, популярных мультфильмов; для старших – мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний)

2. Объем музыкальных произведений (продолжительность звучания) для детей младшего и среднего дошкольного возраста не должен превышать 2-2,5 мин., для детей старшего дошкольного возраста – 2,5-4 мин.

3. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы четко дифференцированы, темп и метр хорошо различимы. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.

Система работы по развитию движений у детей под музыку.

Танцевально-ритмическая композиция – слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения.

На первоначальном этапе использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций педагог должен опираться на способность детей к подражанию «Вовлекающий показ» (выражение С. Д. Рудневой). Движения показываются в зеркальном отражении, поскольку дети повторяют автоматически.

Лучшим способом «вовлекающего показа» движений детям является отражение в зеркале. При этом педагог не загораживает собой детей, а наоборот пропускает их ближе к зеркалу.

При разучивании движений применяются 2 метода:

1. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу - целостный;

2. Более трудные упражнения разучиваются отдельно без музыки, поэлементно – расчлененный.

Одним из основных условий выполнения движений под музыку является одновременное действие педагога и детей. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец исполнения, но и способствует непрерывной организации движений детей.

Необходимо помнить, что все движения должны исполняться в левую и правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений.

Упражнения должны быть разнообразными. Это связано с тем, что дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же композиций. Таким образом, при структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале позволят избежать явления монотонии.

Идя от простого к сложному, с младшими дошкольниками особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений под музыку (например, «Чебурашка», «Карусельные лошадки», «Куры», «Звееробика» и т. д.). Для малышей на основе игровых упражнений вводятся и все остальные виды движений – общеразвивающие, основные, элементарные плясовые движения рук и ног (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, полуприседания); упражнения, включающие одновременные движения рук и ног: однонаправленные и симметричные.

Перед разучиванием танцевальной композиции необходимо познакомить детей с игровым образом или сказочным персонажем, которого они будут изображать. Можно показать детям игрушку, картинку, прочитать короткое стихотворение или загадать загадку, например:

Я не кукла, не зверюшка,

А забавная игрушка.

Очень славная мордашка,

Мое имя (Чебурашка)

Затем демонстрируется детям игрушка-Чебурашка и предлагается показать, вместе с педагогом, «уши» Чебурашки (руки согнуты в локтях, ладони у головы, «удивляется» (приподнимание плеч с полуоборотом направо и налево, «обиделся» (повороты туловища вправо-влево, руки расслабленные, «здоровается» (поочередное выставление рук вперед с наклоном). В заключении все движения соединяются под музыку (В. Шаинского, Э. Успенской «Чебурашка»). На последующих занятиях движения закрепляются, и дети постепенно знакомятся с другими персонажами этого мультфильма – Крокодил Гена, Шапокляк и др. Через месяц с детьми можно провести сюжетное занятие или вечер развлечений «В гостях у Чебурашки».

Следующим примером можно рассмотреть «зайчиков»: «Три веселых зайчика» (имитационные движения: «гладим хвостик» - повороты туловища вправо-влево, «прыг-скок» - прыжки с продвижением вперед и назад, «показываем хвостик» - поворот туловища с подъемом ноги к ягодице; изображаем волка «пасть» - разведение рук в стороны, пальцы растопырены и соединение в «замок» перед собой, «волк ревет»).

«Лягушачий джаз» (имитационные движения лягушек: повороты с хлопками; наклоны туловища, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; «тянутся к камышам» на проигрыш – перенос веса тяжести с одной ноги на другую с движением рук)

Квакали лягушки:

Песенку свою

Я с моей подружкой

То же подпою.

Красота на озере,

Лилии цветут,

В лягушачьей опере

Сто певцов поют.

У детей 5-7 лет резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Для детей старшего дошкольного возраста усложняются: во-первых, имитационные движения под музыку (разнообразные образно-игровые упражнения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний: в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях);

Во-вторых, усложняются плясовые движения (вводятся элементы народных и детского бального танца, танцевальные упражнения, включающие ассиметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др. Например:

Ритмический танец: «Большая стирка» (имитационные движения стирки, полоскания, выжимания, встряхивания, развешивания белья); парная полька «Большая прогулка»; «Звездочет», «Дивный цветок», «Колдунья» и др.

Следующим этапом обучения детей является развитие самостоятельности в исполнении музыкально-ритмических композиций. С этой целью используются следующие приемы:

1. показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога);

2. показ упражнения условными жестами, мимикой;

3. словесные указания;

4. «провокация», т. е. специально допущенная ошибка педагогом.

Примечание: Не все музыкально-ритмические композиции следует разучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения. Главная задача – накопление двигательного опыта.

Таким образом, параллельно присутствуют 2 уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнения по показу и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений на отдельных композициях, которые включаются в сезонные музыкальные и спортивные праздники, а также в другие формы работы с детьми: утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, вместо физкультминуток на занятиях.

Одна из важнейших задач психо-моторного развития детей, которая реализуется в процессе движения под музыку – ориентировка в пространстве.

На первом этапе обучения детей, не следует их «строить и перестраивать». Лучшим перестроением будет встать врассыпную по залу и лицом к зеркалу.

Подражая взрослому, дети выполняют движения в заданном направлении. При этом педагог обязательно обозначает это направление словом (у зайчика «правая лапка», «повернулся влево», «приставной шаг вправо» и др.) Связь слова и мышечного ощущения направления движения способствует закреплению этих понятий.

На последующих занятиях можно начинать последовательно перестраивать детей в круг, в 2 круга, становится в пары («Утята», «Добрый жук», друг за другом («Паровоз», «Автобус») с помощью ярких ориентиров, выложенных на ковре: фигуры, цветочки и др.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся выполнять перестроения на основе танцевальных композиций: змейка, спираль, воротики; перестроения в шеренги, колонны с помощью ориентиров и без них («Россия-Русь», «Матушка-Россия», «Олимпийский марш» и другие марши).

Более осознанному восприятию пространственных перестроений помогает способ моделирования танцевальных композиций на столе, на фланелеграфе, на доске. Можно предложить детям самостоятельно придумать композицию танца или хоровода, выкладывая карточки с изображением фигур в определенной последовательности, или рисую мелом на доске.

Игровые упражнения под музыку.

1. Игровое упражнение «В гнездо»

Описание: Под ритмичную музыку дети - «птички» выполняют легкий бег или подскоки с имитационными движениями рук «машут крыльями». По окончанию музыки, дети должны быстро построиться в круг, взявшись за руки, «вернуться в гнездо».

Усложнение: Заранее, до включения музыки, выбираются от 2-3 ведущих («мама или папа птенцов», к которым прикрепляются «дети-птенцы» и обговаривается определенное место «построения гнезд».

2. Игровое упражнение «Поезд»

Описание: Выбирается ребенок-«машинист». Под любой марш дети ходят по залу «по станции». По окончанию музыки, все дети встают за ребенком-«машинистом» друг за другом и под музыку «Паровоз» продолжают движение по залу. Кто не успел построиться «сесть в поезд» (до включения музыки «Паровоз») остается «на станции».

Усложнение: Выбираются от 2-4 детей-«машинистов».

3. Игровое упражнение: «Магазин игрушек»

Описание: Дети – «игрушки» строятся в одну (2-3) колонны или шеренги, выбирается ведущий - «первая игрушка». Под ритмичную музыку наступает «Ночь!» и в магазине «оживают все игрушки» (дети бегают, прыгают, выполняют подскоки). По окончании музыки наступает «Утро!» и дети – «игрушки» возвращаются обратно на свои места «на полку».

Усложнение: Необходимо вернуться четко на свое место. Проигравший ребенок, допустивший ошибку, уходит из игры.

4. Игровое упражнение «Сороконожка»

Описание: Дети строятся в одну колонну друг за другом, руки кладут на плечи. Направляющий ребенок – «голова» сороконожки. Под веселую музыку дети идут, топая ногами. По окончании музыки (или музыкальная пауза) сороконожка останавливается и последний ребенок должен быстро (до включения музыки) встать впереди стоящего и превратиться в «голову» сороконожки.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать эти же игровые упражнения с усложнением и, поменяв их название («Ракета», «Дракон», команда футболистов или гимнастов, «Аэродром и т. д.)

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей
Опубликовано: 4 мая 2021 в 16:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Екатерина (УИ 1235241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД