Морозова Екатерина
Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей дошкольного возраста.
Для развития у детей дошкольного возраста взаимосвязи зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия можно порекомендовать использование музыкально-ритмических композиций.
Пояснительная записка.
Публикация «Взаимосвязь зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия у детей» размещена в разделах
Согласно исследованиям Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева и др. двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
Музыка не просто регулирует движения, она четко определяет соотношение времени, пространства и самого движения. Неврологические и физиологические исследования установили функциональную связь между восприятием музыкальных произведений и активизацией деятельности мозга, особенно тех механизмов, которые отвечают за регуляцию произвольных движений, повышения чувствительности слухового и зрительного анализаторов, ускорения обработки информации (В. Б. Дубовик, Л. П. Новицкая, 1988; Н. Н. Захарова, 1984; Г. Ю. Маляренко, 1998)
Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение вызывает непроизвольную моторную реакцию.
Исключительно большое значение при составлении танцевально-ритмических композиций для детей дошкольного возраста имеет подбор музыки.
1. Содержание музыкального произведения должно быть доступным, близким, понятным дошкольникам, их жизненному опыту (для младших дошкольников – мир игрушек, окружающей природы, популярных мультфильмов; для старших – мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний)
2. Объем музыкальных произведений (продолжительность звучания) для детей младшего и среднего дошкольного возраста не должен превышать 2-2,5 мин., для детей старшего дошкольного возраста – 2,5-4 мин.
3. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы четко дифференцированы, темп и метр хорошо различимы. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.
Система работы по развитию движений у детей под музыку.
Танцевально-ритмическая композиция – слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения.
На первоначальном этапе использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций педагог должен опираться на способность детей к подражанию «Вовлекающий показ» (выражение С. Д. Рудневой). Движения показываются в зеркальном отражении, поскольку дети повторяют автоматически.
Лучшим способом «вовлекающего показа» движений детям является отражение в зеркале. При этом педагог не загораживает собой детей, а наоборот пропускает их ближе к зеркалу.
При разучивании движений применяются 2 метода:
1. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу - целостный;
2. Более трудные упражнения разучиваются отдельно без музыки, поэлементно – расчлененный.
Одним из основных условий выполнения движений под музыку является одновременное действие педагога и детей. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец исполнения, но и способствует непрерывной организации движений детей.
Необходимо помнить, что все движения должны исполняться в левую и правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений.
Упражнения должны быть разнообразными. Это связано с тем, что дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же композиций. Таким образом, при структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале позволят избежать явления монотонии.
Идя от простого к сложному, с младшими дошкольниками особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений под музыку (например, «Чебурашка», «Карусельные лошадки», «Куры», «Звееробика» и т. д.). Для малышей на основе игровых упражнений вводятся и все остальные виды движений – общеразвивающие, основные, элементарные плясовые движения рук и ног (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, полуприседания); упражнения, включающие одновременные движения рук и ног: однонаправленные и симметричные.
Перед разучиванием танцевальной композиции необходимо познакомить детей с игровым образом или сказочным персонажем, которого они будут изображать. Можно показать детям игрушку, картинку, прочитать короткое стихотворение или загадать загадку, например:
Я не кукла, не зверюшка,
А забавная игрушка.
Очень славная мордашка,
Мое имя (Чебурашка)
Затем демонстрируется детям игрушка-Чебурашка и предлагается показать, вместе с педагогом, «уши» Чебурашки (руки согнуты в локтях, ладони у головы, «удивляется» (приподнимание плеч с полуоборотом направо и налево, «обиделся» (повороты туловища вправо-влево, руки расслабленные, «здоровается» (поочередное выставление рук вперед с наклоном). В заключении все движения соединяются под музыку (В. Шаинского, Э. Успенской «Чебурашка»). На последующих занятиях движения закрепляются, и дети постепенно знакомятся с другими персонажами этого мультфильма – Крокодил Гена, Шапокляк и др. Через месяц с детьми можно провести сюжетное занятие или вечер развлечений «В гостях у Чебурашки».
Следующим примером можно рассмотреть «зайчиков»: «Три веселых зайчика» (имитационные движения: «гладим хвостик» - повороты туловища вправо-влево, «прыг-скок» - прыжки с продвижением вперед и назад, «показываем хвостик» - поворот туловища с подъемом ноги к ягодице; изображаем волка «пасть» - разведение рук в стороны, пальцы растопырены и соединение в «замок» перед собой, «волк ревет»).
«Лягушачий джаз» (имитационные движения лягушек: повороты с хлопками; наклоны туловища, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; «тянутся к камышам» на проигрыш – перенос веса тяжести с одной ноги на другую с движением рук)
Квакали лягушки:
Песенку свою
Я с моей подружкой
То же подпою.
Красота на озере,
Лилии цветут,
В лягушачьей опере
Сто певцов поют.
У детей 5-7 лет резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Для детей старшего дошкольного возраста усложняются: во-первых, имитационные движения под музыку (разнообразные образно-игровые упражнения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний: в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях);
Во-вторых, усложняются плясовые движения (вводятся элементы народных и детского бального танца, танцевальные упражнения, включающие ассиметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др. Например:
Ритмический танец: «Большая стирка» (имитационные движения стирки, полоскания, выжимания, встряхивания, развешивания белья); парная полька «Большая прогулка»; «Звездочет», «Дивный цветок», «Колдунья» и др.
Следующим этапом обучения детей является развитие самостоятельности в исполнении музыкально-ритмических композиций. С этой целью используются следующие приемы:
1. показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога);
2. показ упражнения условными жестами, мимикой;
3. словесные указания;
4. «провокация», т. е. специально допущенная ошибка педагогом.
Примечание: Не все музыкально-ритмические композиции следует разучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения. Главная задача – накопление двигательного опыта.
Таким образом, параллельно присутствуют 2 уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнения по показу и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений на отдельных композициях, которые включаются в сезонные музыкальные и спортивные праздники, а также в другие формы работы с детьми: утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, вместо физкультминуток на занятиях.
Одна из важнейших задач психо-моторного развития детей, которая реализуется в процессе движения под музыку – ориентировка в пространстве.
На первом этапе обучения детей, не следует их «строить и перестраивать». Лучшим перестроением будет встать врассыпную по залу и лицом к зеркалу.
Подражая взрослому, дети выполняют движения в заданном направлении. При этом педагог обязательно обозначает это направление словом (у зайчика «правая лапка», «повернулся влево», «приставной шаг вправо» и др.) Связь слова и мышечного ощущения направления движения способствует закреплению этих понятий.
На последующих занятиях можно начинать последовательно перестраивать детей в круг, в 2 круга, становится в пары («Утята», «Добрый жук», друг за другом («Паровоз», «Автобус») с помощью ярких ориентиров, выложенных на ковре: фигуры, цветочки и др.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся выполнять перестроения на основе танцевальных композиций: змейка, спираль, воротики; перестроения в шеренги, колонны с помощью ориентиров и без них («Россия-Русь», «Матушка-Россия», «Олимпийский марш» и другие марши).
Более осознанному восприятию пространственных перестроений помогает способ моделирования танцевальных композиций на столе, на фланелеграфе, на доске. Можно предложить детям самостоятельно придумать композицию танца или хоровода, выкладывая карточки с изображением фигур в определенной последовательности, или рисую мелом на доске.
Игровые упражнения под музыку.
1. Игровое упражнение «В гнездо»
Описание: Под ритмичную музыку дети - «птички» выполняют легкий бег или подскоки с имитационными движениями рук «машут крыльями». По окончанию музыки, дети должны быстро построиться в круг, взявшись за руки, «вернуться в гнездо».
Усложнение: Заранее, до включения музыки, выбираются от 2-3 ведущих («мама или папа птенцов», к которым прикрепляются «дети-птенцы» и обговаривается определенное место «построения гнезд».
2. Игровое упражнение «Поезд»
Описание: Выбирается ребенок-«машинист». Под любой марш дети ходят по залу «по станции». По окончанию музыки, все дети встают за ребенком-«машинистом» друг за другом и под музыку «Паровоз» продолжают движение по залу. Кто не успел построиться «сесть в поезд» (до включения музыки «Паровоз») остается «на станции».
Усложнение: Выбираются от 2-4 детей-«машинистов».
3. Игровое упражнение: «Магазин игрушек»
Описание: Дети – «игрушки» строятся в одну (2-3) колонны или шеренги, выбирается ведущий - «первая игрушка». Под ритмичную музыку наступает «Ночь!» и в магазине «оживают все игрушки» (дети бегают, прыгают, выполняют подскоки). По окончании музыки наступает «Утро!» и дети – «игрушки» возвращаются обратно на свои места «на полку».
Усложнение: Необходимо вернуться четко на свое место. Проигравший ребенок, допустивший ошибку, уходит из игры.
4. Игровое упражнение «Сороконожка»
Описание: Дети строятся в одну колонну друг за другом, руки кладут на плечи. Направляющий ребенок – «голова» сороконожки. Под веселую музыку дети идут, топая ногами. По окончании музыки (или музыкальная пауза) сороконожка останавливается и последний ребенок должен быстро (до включения музыки) встать впереди стоящего и превратиться в «голову» сороконожки.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать эти же игровые упражнения с усложнением и, поменяв их название («Ракета», «Дракон», команда футболистов или гимнастов, «Аэродром и т. д.)