Лучший педагог года

Методическая рекомендация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников»

Светлана Дубова
Методическая рекомендация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Есть все фактические и теоретические основания

утверждать, что не только интеллектуальное

развитие ребенка, но и формирование его характера.

эмоций и личности в целом находится в

непосредственной зависимости от речи»

/Л. С. Выготский/

Публикация «Методическая рекомендация „Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников“» размещена в разделах

Одним из приоритетных направлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования является речевое развитие дошкольников. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, и речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения и культуры являются одной из самых важных социально-личностных характеристик достижений ребенка в дошкольном детстве. И служит основой для формирования компетенций, которые необходимы для развития и обучения на следующей образовательной ступени. Речевого творчества является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС ДО.

Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно- литературный вкус.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого творчества у детей дошкольного возраста.

Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Оно позволяет более целенаправленно развивать и обогащать речь детей, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, самостоятельно придумывать сказки.

К. Д. Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»

Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка. Известный российский советский филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (28.04.1895- 22.08 1970гг) долгое время занимался изучением сказок народов мира и пришел к выводу, что все их сюжеты основаны на одинаковых действиях персонажей, набором сказочных ситуаций, которые он называет «функциями». На основании этого им была разработана методика, которая заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием схематичных картинок, которые стал называться «Карты Проппа» Набор, состоящий из 31 схематичной карты, в дальнейшем сокращенный до 28. Одна карта - это определённое событие сказки. В каждой сказке могло присутствовать 6-8 различных действий. Именно эту методику использовал итальянский сказочник Джанни Родари в своем пособии по развитию у детей речевого творчества «Грамматика фантазии» Эти карты, как кирпичики, из которых складывается здание сказки. Ребенок, глядя на них, легко восстанавливает смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку. Различные соединение и последовательность расположения дают возможность детям придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

* Формируют абстрактное логическое мышление, поисковую активность, умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

*Развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

* Развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Работа с детьми с использованием карт Проппа имеет определенную последовательность:

*Изготовление карт. В начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем - схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям. *Воспроизведение знакомой сказки, соотношения ее с определенной функцией.

*Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

*Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

*Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

*Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).

Вся работа происходит поэтапно:

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа с ними делится на несколько этапов:

1 ЭТАП (средний возраст) - знакомство детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

2 ЭТАП (средний возраст) - подготовительные игры:

*«Любимый сказочный герой»

*«Чудеса в решете»

*«На чем можно отправиться в сказочное путешествие?»

* «Кто на свете всех умнее (милее, злее?

-*«Что поможет в дороге?»

3 ЭТАП (старший возраст) - знакомство с обозначениями карт Проппа. Чтение небольшой сказки, сопровождением ее выкладыванием из 4 - 6 карт.

4 ЭТАП (старший возраст) - пересказ детьми сказки, опираясь на карты Проппа.

5 ЭТАП (старший возраст) – сочинение детьми собственных сказочных историй, опираясь, на схематические изображения.

Эффективность работы с картами В. Я. Проппа заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста могут :

*самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов и стихотворений;

*моделировать сказки, загадки, истории;

*самостоятельно придумывать рассказы по выбранным картам,

продуктам нетрадиционного изобразительного творчества («кляксографии», «монотипии»);

творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

* внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений;

* замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.

Что подтверждается высокой оценкой методики В. Я. Проппа известным итальянским сказочником Джанни Родари:

«…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников»
Опубликовано: 20 июля 2020 в 17:08
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая рекомендация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД