Светлана Дубова
Методическая рекомендация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера.
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи»
/Л. С. Выготский/
Публикация «Методическая рекомендация „Карты Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одним из приоритетных направлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования является речевое развитие дошкольников. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, и речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения и культуры являются одной из самых важных социально-личностных характеристик достижений ребенка в дошкольном детстве. И служит основой для формирования компетенций, которые необходимы для развития и обучения на следующей образовательной ступени. Речевого творчества является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС ДО.
Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В результате развития речевого творчества дети дошкольного возраста активны в разнообразных словесных играх, направленных на обогащение активного словаря и расширение общего кругозора, самостоятельны и инициативны в творческом выражении своих мыслей, чувств, желаний; владеют устной речью на качественно высоком уровне; имеют прекрасный художественно- литературный вкус.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речевого творчества у детей дошкольного возраста.
Одной из таких технологий является наглядное моделирование. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Оно позволяет более целенаправленно развивать и обогащать речь детей, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, самостоятельно придумывать сказки.
К. Д. Ушинский утверждал, что «детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка. Известный российский советский филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (28.04.1895- 22.08 1970гг) долгое время занимался изучением сказок народов мира и пришел к выводу, что все их сюжеты основаны на одинаковых действиях персонажей, набором сказочных ситуаций, которые он называет «функциями». На основании этого им была разработана методика, которая заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием схематичных картинок, которые стал называться «Карты Проппа» Набор, состоящий из 31 схематичной карты, в дальнейшем сокращенный до 28. Одна карта - это определённое событие сказки. В каждой сказке могло присутствовать 6-8 различных действий. Именно эту методику использовал итальянский сказочник Джанни Родари в своем пособии по развитию у детей речевого творчества «Грамматика фантазии» Эти карты, как кирпичики, из которых складывается здание сказки. Ребенок, глядя на них, легко восстанавливает смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку. Различные соединение и последовательность расположения дают возможность детям придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время.
Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
* Формируют абстрактное логическое мышление, поисковую активность, умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
*Развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
* Развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Работа с детьми с использованием карт Проппа имеет определенную последовательность:
*Изготовление карт. В начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем - схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям. *Воспроизведение знакомой сказки, соотношения ее с определенной функцией.
*Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
*Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
*Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
*Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
Вся работа происходит поэтапно:
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа с ними делится на несколько этапов:
1 ЭТАП (средний возраст) - знакомство детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
2 ЭТАП (средний возраст) - подготовительные игры:
*«Любимый сказочный герой»
*«Чудеса в решете»
*«На чем можно отправиться в сказочное путешествие?»
* «Кто на свете всех умнее (милее, злее?
-*«Что поможет в дороге?»
3 ЭТАП (старший возраст) - знакомство с обозначениями карт Проппа. Чтение небольшой сказки, сопровождением ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
4 ЭТАП (старший возраст) - пересказ детьми сказки, опираясь на карты Проппа.
5 ЭТАП (старший возраст) – сочинение детьми собственных сказочных историй, опираясь, на схематические изображения.
Эффективность работы с картами В. Я. Проппа заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста могут :
*самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов и стихотворений;
*моделировать сказки, загадки, истории;
*самостоятельно придумывать рассказы по выбранным картам,
продуктам нетрадиционного изобразительного творчества («кляксографии», «монотипии»);
*в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;
* внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений;
* замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.
Что подтверждается высокой оценкой методики В. Я. Проппа известным итальянским сказочником Джанни Родари:
«…преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей».